Posted 17 ноября 2023,, 10:57

Published 17 ноября 2023,, 10:57

Modified 18 ноября 2023,, 01:45

Updated 18 ноября 2023,, 01:45

В красноярских магазинах станет больше упаковок молока по литру и гречки по кило

Пропадут ли из красноярских магазинов молоко по 930 мл и рис по 900 г? Изучили ГОСТ

17 ноября 2023, 10:57
Фото: prmira.ru

В красноярских магазинах станет больше упаковок молока по литру и гречки по кило

Генпрокуратура России добилась внесения в ГОСТ требований, по которым некоторые продукты теперь должны фасовать не произвольно, а в «привычные для покупателей объемы». «Проспект Мира» посмотрел, каких продуктов это касается и что теперь изменится.

Что изменилось?

По инициативе Генпрокуратуры РФ внесли изменения в ГОСТ — установлены единые требования к фасовке социально значимых товаров.

В список социально значимых продуктов входят основные виды мяса, сливочное и подсолнечное масло, молоко, яйца, сахар, соль, черный чай, мука, хлеб, рис, пшено, гречка, макароны, капуста, лук, морковь, картофель и яблоки.

Новые правила будут распространяться не на всех производителей — только на тех, которые ставят на своих продуктах маркировку ГОСТ.

Согласно закону «О стандартизации в РФ», ГОСТы носят рекомендательный характер и не являются нормативными документами, обязательными для исполнения.

Есть сферы, для которых ГОСТ обязателен, — оборонная и атомная промышленности и безопасность дорожного движения.

Как рассказали в Генпрокуратуре, новые правила обязывают производителей, ставящих на своей продукции значок ГОСТ, фасовать продукты в установленных объемах. Например, гречневая крупа может продаваться в пачках по 500, 1000, 2000 граммов, а молоко — по 200, 250, 500, 1000, 2000 миллилитров.

Зачем это нужно?

По данным Генпрокуратуры, нормы ввели, чтобы покупателей не вводили в заблуждение.

«Нередко производители сокращают объем, количество и вес продуктов, не снижая, а в ряде случаев и увеличивая, их отпускную стоимость».

Уменьшение объёма или массы продукта в упаковке при сохранении прежней цены называется шринкфляцией. Приём опробовали в США в 1970-е, а в России начали применять во время кризиса 2008 года.

Плитки шоколада уменьшили со 100 до 85-82 граммов, сливочное масло с 200 до 180 граммов, упаковки круп и сахара с 1 килограмма до 900-800 граммов. Молоко стали продавать в упаковках по 950, 930 и 850 миллилитров.

В 2019 году в российских магазинах даже стали продавать упаковки из девяти яиц, но вскоре они исчезли с прилавков. Производитель тогда объяснил нестандартную упаковку «маркетинговой уловкой».

Какие товары в красноярских магазинах могут измениться?

Корреспондент «Проспекта Мира» прошелся по одному из супермаркетов в Красноярске и посмотрел, какие товары могут измениться после внесения поправок в ГОСТ.

На полках можно увидеть несколько производителей молока, однако не все из них ставят значок ГОСТа. Молоко «Простоквашино» и «Домик в деревне» такого значка не имеют, поэтому они смогут и дальше производить молоко в бутылках по 950 или 930 миллилитров.

Производители молока «Семенишна» ГОСТ на упаковке прописали — если они захотят его сохранить, то объем бутылки придется увеличить: с 930 миллилитров до литра.

Изменения должны коснуться и многих других товаров. На упаковке гречки «Мистраль» надписи о соответствии ГОСТу нет — значит объем в 900 граммов сохранится, а вот гречка Makfa в будущем либо потеряет надпись о ГОСТе, либо станет весить 1 килограмм вместо 800 граммов.

Рис «Увелка» и «Пассим» продается в упаковках по 800 граммов, но надписи о ГОСТе нет. А вот риса «АгроАльянс» новые правила коснутся — упаковку либо придется увеличить на 100 граммов, либо отказаться от надписи ГОСТ на ней.

Производителям сахара, которые заявили о соответствии ГОСТу, придется увеличить упаковку до 1 килограмма.

Среди производителей сливочного масла убирать ГОСТ или менять объем упаковки придется производителям масла «Крестьянское».

На полках с подсолнечным маслом производителей, которым придется что-то менять, не оказалось. Например, бутылка масла Ideal — на ней указан ГОСТ, а объем составляет 1 литр, как и должно быть по новым правилам.

Однако, как считает эксперт по ритейлу Михаил Лачугин, «никуда продукция уменьшенного веса и объёма с полок не денется». Об этом он написал в своем телеграм-канале.

«С точки зрения бизнеса прекрасно понимаю производителей. Если бы вы слышали, как сети на переговорах „отжимают“ их по цене, вы бы порадовались тому, что издержки удается снижать таким вот относительно безобидным способом».