Posted 4 января, 04:25

Красноярские ученые рассказали о своих самых важных открытиях за 2023 год

4 января 2024, 04:25
Фото: vk.com/krasnoyarsk.science

Красноярские ученые поделились самыми важными открытиями за 2023 год

Сотрудники Красноярского научного центра СО РАН подвели итоги года. Они составили топ-10 научных открытий года.

Якутская корова — источник ценных омега-3 жирных кислот

Учеными из Красноярска, Иркутска и Якутска красноярские выяснили, что из всех сельскохозяйственных животных якутские коровы содержат в мясе и печени рекордно высокое количество омега-3 жирных кислот. Результаты исследования опубликованы в журнале Foods.

Потребление этих кислот рекомендовано для профилактики сердечнососудистых заболеваний у человека.

Они борются с потерей костной массы и снимают воспаление, способствуют уменьшению симптомов ревматоидного артрита, замедляют процесс разрушения суставного хряща при артрозе.

Новые кристаллы для терапии болезней Альцгеймера, Паркинсона и шизофрении

Ученые синтезировали кристаллы на основе органического соединения (2R, 5S)-2,5-диметилпиперазина и азотной кислоты в мягких условиях.

Полученный «гибрид» показал возможность применения в качестве ингибитора при лечении Альцгеймера, Паркинсона и шизофрении. Результаты исследования опубликованы в журнале Zeitschrift für Physikalische Chemie.

Новый пластик, который разлагается за семь месяцев

Красноярские ученые разработали биоразлагаемый пластик — на основе полистирола и органического соединения: альфа-ангеликалактона. Он полностью разлагается в лесной почве за семь месяцев.

Результаты исследования опубликованы в «Журнале Сибирского федерального университета. Химия».

Биоразлагаемые пластиковые имплантаты для регенерации костной ткани

Полностью биоразлагаемые пластиковые импланты для регенерации костной ткани разработали красноярские ученые. Их напечатали на 3D-принтере.

Полимер, из которого создан каркас, способен «рассасываться» в организме — на его месте остается только восстановленная организмом кость. Результаты исследования опубликованы в журнале International Journal of Molecular Sciences.

Разливы дизельного топлива усиливают выбросы углерода из вечной мерзлоты

Красноярские ученые определили, что разливы топлива в условиях вечной мерзлоты постепенно перерабатываются почвенными микроорганизмами.

Этот процесс снижает загрязнение, однако при этом высвобождается парниковый газ диоксид углерода, что может сказаться на изменении климата. Результаты исследования опубликованы в журнале Environmental Pollution.

Новый строительный материал из стекла и бетона — дешевый и прочный

Научные сотрудники разработали технологию создания высокопрочного бетона — на основе отходов промышленного и бытового стекла. Количество стекла в композите достигает 90%.

Новый стеклобетон дешевле и прочнее аналогов. Кроме того, он уменьшит количество неразлагаемых отходов. Результаты исследования опубликованы в журнале Buildings.

Из-за потепления и пожаров сибирские леса стали поглощать меньше углерода

Ученые выяснили, что сибирские леса стали поглощать меньше углерода. В некоторых частях Сибири леса теряют больше углерода, чем поглощают.

К этому привело потепление климата, участившиеся пожары и засухи. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Geoscience.

Тяжесть бронхиальной астмы у детей могут предсказать гены

Красноярские ученые определили варианты генов, которые влияют на развитие легкой или тяжелой формы бронхиальной астмы у детей.

Теперь на их основе можно спрогнозировать характер болезни и подобрать терапию, которая снизит риски осложнений. Результаты исследования опубликованы в «Вавиловском журнале генетики и селекции».

Разработали умный наноскальпель для терапии жидких опухолей

Специалисты из Красноярска, Томска и Владивостока разработали наноскальпель — он способен избирательно разрушать опухолевые клетки злокачественных новообразований в переменном магнитном поле.

Наноскальпель адресно воздействует только на клетки-мишени. Он может стать основой разработки медицинских изделий малоинвазивной и дистанционно управляемой магнитомеханической терапии онкологических заболеваний.

Результаты исследования опубликованы в журнале Journal of Functional Biomaterials.

Новый вид моли с юга может дойти до Уральских гор

Каштановая минирующая моль — чужеродный вид, сравнительно недавно выявленный на юге России. Она вредит городским декоративным насаждениям каштана конского обыкновенного.

По собранным учеными данным, вид распространился практически по всей европейской части России и может дойти до Уральских гор. Результаты исследования опубликованы в журнале Insects.