Posted 7 июня, 09:30

Published 7 июня, 09:30

Modified 10 июня, 05:29

Updated 10 июня, 05:29

«События в плакате: 2002-2012», как превратить дизайн в искусство

«События в плакате: 2002-2012», как превратить дизайн в искусство

7 июня 2024, 09:30
Фото: Пресс-служба «Полюс Красноярск»
Реклама. АО «Полюс Красноярск» . erid: LjN8K8REa
В Музейном центре Площадь Мира 6 июня открылась выставка известного дизайнерского объединения Ostengruppe «События в плакате: 2002-2012» от ММОМА. ММОМА — Московский музей современного искусства, который и подготовил экспозицию. На открытии выставки побывал наш корреспондент.

«События в плакате: 2002-2012» — часть программы уже третьего в нашем городе фестиваля «Территория. Красноярск». Фестиваль, организатором которого стала золотодобывающая компания «Полюс», будет идти в Красноярске до 11-го июня. Но неделя — это слишком мало для выставки, тем более для выставки, рассказывающей сразу о 10 годах российского плаката. Поэтому экспозицию красноярцы смогут увидеть еще два месяца, до 5 августа.

Так зачем же идти в музей, смотреть на старые афиши давно прошедших событий? Чтобы объяснить это министр культуры Красноярского края Аркадий Зинов призвал на помощь поэзию:

О, не лети так жизнь, мне важен и пустяк.

Вот город, вот театр. Дай прочитать афишу.

И пусть я никогда спектакля не увижу,

Зато я буду знать, что был такой спектакль

В этих стихах Леонида Филатова заключен один из смыслов экспозиции. Афиша — это один из способов консервации момента. Вот именно в консервации, или другим словом музеефикации времени и заключается смысл работы музеев.

«Я смотрю и вижу названия тех событий, которые я посетил, тех, про которые я знал, и конечно же, события, которые ни я, ни вы скорее всего уже никогда не увидим. Но теперь я знаю, что они были. Хотелось бы поблагодарить за эту выставку фестиваль „Территория“, Московский музей современного искусства, Музейный центр „Площадь Мира“, Ostengruppe и, конечно, компанию „Полюс“.

Помимо возможности прикоснутся к счастливым моментам прошлого, есть у выставки и еще одна интересная задача — развеять несколько снобистское отношение к дизайну, как к делу сугубо утилитарному. Многие до сих пор не воспринимают дизайн как искусство. Для искусства, похожего на дизайн, есть другие названия — «поп-арт», «ар-деко», «модерн» и так далее. В общем, слегка перефразируя известную цитату «Дизайн не может кончиться удачей, в противном случае его зовут иначе».

Но стоит посмотреть на работы Ostengruppe, включенные в музейное пространство, как вся несостоятельность этого тезиса становится очевидна.

Сергей Ковалевский, куратор Красноярского музейного центра «Площадь Мира»:

«Ostengruppe — это фантастическое явление в современной российской культуре дизайна. Мы боимся этого слова в искусстве, но здесь можно убедиться, что все это выходит за рамки прагматики. Тем не менее выставка не про плакаты, пусть даже каждый из них уводит в космос. Авторам удалось сделать видимым что-то невидимое, то, что происходит внутри сознания».

Кстати, работы Ostengruppe красноярский музей собирает давно. На открытии сотрудники даже поделились секретом — как отличить работы из местного собрания от заезжих. Наши — одеты в тонкие металлические рамы и прикрыты стеклом, московские выставлены в более откровенных нарядах.

И это еще одна важная функция и экспозиции, и фестиваля «Территория. Красноярск» в целом — расширить возможности красноярских культурных институций с помощью сотрудничества с коллегами из Москвы и других регионов. До фестиваля у «Площади Мира» не хватало работ для полноценной выставки Ostengruppe. С помощью МОММА появился повод достать работы из хранилищ и познакомить с ними красноярцев.

Кроме того, фестиваль дал возможность привлечь к созданию экспозиции самих авторов работ. Так, на «Территорию. Красноярск» приехала одна из участниц группы Ostengruppe — Анна Наумова. Она прочитала для участников профессиональной программы фестиваля лекцию о графическом сопровождении событий.

Благодаря такому сотрудничеству МОММА и Площади Мира выставка плакатов получила собственные плакаты, которые впоследствии также станут частью музейных экспозиций.

Замдиректора ММОМА Алексей Новоселов

«Для этой выставки компания „Полюс“ предложила художникам сделать афиши этой выставки, то есть новые художественные высказывания, которые можно увидеть сейчас в Красноярске. А через какое-то время мы сможем их увидеть уже в коллекциях музеев. То есть этот проект тоже будет зафиксирован в плакате, который создан этим же художественным объединением».

На выставке представлены плакаты всех участников Ostengruppe: Игоря Гуревича, Анны Наумовой, Эрика Белоусова, Дмитрия Кравко, Натальи Агаповой и Кирилла Благодатских

Несмотря на принадлежность к одному объединению, работы очень разные. Не надо быть искусствоведом, чтобы отличить монохромные плакаты Наумовой от иронического нарратива комиксов Гуревича или структурированной энтропии Благодатских.

Тем не менее сама структура выставки объединяет эти работы, создавая единое представление о новом для многих красноярцев творческом методе.

Директор по связям с общественности компании «Полюс» Виктория Васильева:

«Фестиваль открывает для широкого зрителя имена новых творческих объединений. У нас были „Передвижники“, „Бубновый валет“, а теперь есть еще и Ostengruppe, и теперь мы знаем, что это такое, и понимаем, что на самом деле — это замечательная современная традиция, это очень круто. Поэтому желаю всем посетителям выставки интересного просмотра и вдохновения».

Напомним, что выставка «Ostengruppe. События: 2002−2012» проходит в музейном центре «Площадь Мира» и продлится до 6 августа 2024 года.