@pr.mira

Американцы пролетят по Сибири на истребителях времен Второй мировой

Пилоты организации Bravo 369 Flight Foundation готовятся к перелету по магистрали Аляска — Сибирь: во время Второй мировой по Алсибу перегоняли американские самолеты по проекту ленд-лиза. Конечной остановкой перегонки был Красноярск, здесь самолеты передавали фронтовикам.

фото: библиотека конгресса США

Идейный вдохновитель этого перелета — основатель Bravo 369 Джефф Гир. Он рассказал Русскому географическому обществу, что увлекся историей Алсиба 13 лет назад:

— Я стал изучать историю авиации между Россией и США и узнал об истории ленд-лиза. Скажу честно, я тогда впервые услышал об этой программе. На тот момент мне было 47 лет, я много лет работал в авиации, всегда интересовался историей. Мой отец и дядя служили на флоте во время Второй мировой войны. Но к своему удивлению, я впервые тогда узнал о том, что наша страна переправила в Советский Союз около 8000 военных самолетов по авиатрассе Алсиб с 1942 по 1945 год. Скажу больше — многие офицеры, высокопоставленные чиновники и военные, с которыми я общался в США, либо никогда не слышали о ленд-лизе, либо знали об этом совсем мало. Это была своего рода забытая история. И я хотел ее рассказать.

Джефф Гир создал компанию  Bravo 369, которая собирает данные о пилотах-ветеранах и занимается исследованием Алсиба и ленд-лиза Второй мировой. Вот, что рассказывает Джефф о перегоне самолетов:

— Когда немцы вторглись на территорию СССР, это стало большой угрозой для нашей страны. Все-таки между Аляской и Чукоткой порядка 90 километров. Президент Рузвельт предложил закон о ленд-лизе в 1941 году. Он объяснял принцип ленд-лиза так: если у твоего соседа загорелся дом, а у тебя есть садовый шланг, одолжи его соседу, пока не загорелся и твой дом. После тушения пожара сосед вернет шланг. А если шланг сломается, отдаст за него деньги, когда будет такая возможность.

Сейчас Bravo 369 совместно с РГО планирует воссоздать исторический перелет по Алсибу на ленд-лизной технике — легендарных «Дугласах» и истребителях Curtiss P-40. Эти и другие самолеты перегоняли из города Грейт-Фолз (штат Монтана) в Сибирь. Джефф и компания планируют вылететь оттуда и пролететь над территориями США, Канады и Аляски, России, Великобритании, а потом через Атлантику вернуться назад.

фото: Bravo 369 Flight Foundation

В 2015 американцы уже совершали «перелет дружбы» по Алсибу, но тогда они не получили разрешение лететь над Россией. Джефф был капитаном учебного самолета Т-6 Texan, но на Аляске ему пришлось уступить кресло российскому пилоту, который закончил маршрут.

Следующая экспедиция запланирована на июнь 2020, в этот раз Джефф твердо намерен долететь до Красноярска. Вернуться в Грейт-Фолз американцы планируют в августе. Следить за проектом можно здесь.

  • В 2017 РГО эвакуировало с Таймыра Douglas С-27 Skytrain, известный как «борт Тюрикова». 72 года назад самолет совершил аварийную посадку на полуострове и до недавних пор находился в тайге. Сейчас борт реставрируют, он станет экспонатом парка-музея освоения Севера. РГО ищет родственников пассажиров борта, чтобы собрать воспоминания о полете.

  • В этом году экспедиция РГО нашла место крушения американского истребителя Bell P-39 Airacobra и останки его пилота Аркадия Кольцова. «Аэрокобра» разбилась при перегоне в Омск и долгое время место ее крушения оставалось тайной.
Сергей Ошаров
Сергей Ошаров
Корреспондент строгого режима
Что вы об этом думаете?
Поделитесь с друзьями:
А Вы уже читаете «Проспект Мира» в Яндекс.Дзене?
💬 Комментарии
История
Кежма, Коминтерн, Усть-Погромная: вспоминаем легендарные селения Красноярского края, которых больше нет

Кежма, Коминтерн, Усть-Погромная: вспоминаем легендарные селения Красноярского края, которых больше нет

Селения, как и люди, не вечны. Иногда цветущие села превращаются в безлюдные пустыни, а то и вовсе в гладь водохранилища. Сегодня о шести селениях, которых больше нет.
Актуальное