Posted 30 ноября 2022,, 09:55

Published 30 ноября 2022,, 09:55

Modified 29 мая 2023,, 10:48

Updated 29 мая 2023,, 10:48

Деструктивный контент планируют вывести из серой зоны

30 ноября 2022, 09:55

В пресс-центре МИА «Россия сегодня» 29 ноября провели круглый стол Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ). На нем обсудили промежуточные итоги реализации проекта «Общественный контроль за деструктивным контентом в Рунете».

Участники обсудили деятельность по созданию категоризатора деструктивного контента, который запустят по поручению президента Российской Федерации Владимира Путина. Его разработку в ноябре этого года обсуждали свыше 120 экспертов.

Член СПЧ при президенте России Игорь Ашманов перечислил цели работы экспертного сообщества. По его словам, главной идеей является разработка рубрикатора, категоризатора, онтологии деструктивного контента, который вреден для общества, цифрового и ментального пространства, и достижение договоренностей с цифровыми сервисами о том, чтобы они этот контент маркировали, подавляли, удаляли и включили данные категории в свою политику модерации.

Директор РОЦИТ Рустам Сагдатулин рассказал о результатах комплексной работы, которую провели представители организации вместе со специалистами. Они определили девять категорий деструктивного контента и основные меры противодействия его распространению.

Рустам Сагдатулин поделился своими мыслями о сотрудничестве с соцсетями, отметив, что целесообразными и эффективными мерами будут интеграция категоризатора в пользовательские правила, повышение скорости и эффективности реакций модераторов социальных сетей на жалобы пользователей, разработка специального интерфейса для их жалоб. Кроме того, ресурсы соцсетей должны быть использованы для ограничения распространения деструктивного контента.

Молодежный цифровой омбудсмен Дмитрий Гуляев обратил внимание на тренды поведения в цифровом пространстве молодых людей и риски, которые они несут. Гуляев указал на рост популярности стримингов. Аналитики утверждают, что свыше 45% пользователей Рунета смотрят стримы или ведут их сами. Правозащитник само явление не считает деструктивным. Для молодежи стримы являются средством общения и коммуникации. При этом грань перехода в треш- и шок-стриминг часто бывает очень тонкой.

Директор Института проблем правового регулирования факультета права НИУ ВШЭ Анна Сутырина отметила, что в мире под деструктивным контентом понимается информация, которая при восприятии человеком может причинить ему физический или моральный вред, а также негативно отразиться на его нравственном, духовном, психическом развитии и (или) состоянии.

Ключевым признаком такого контента является его целенаправленное распространение с целью причинения вреда или пропаганды ненадлежащего поведения.

Сутыриной был представлен юридический классификатор видов деструктивного контента. К первым двум видам можно отнести запрещенную или ограниченную к распространению информацию. Список подобного рода данных содержится в федеральных законах 149-ФЗ и 436-ФЗ. Главными мерами реагирования на его распространение стали блокировка во внесудебном или судебном порядке, активное участие госорганов в соответствующих процедурах и маркировка (для второго вида).

Два вида деструктивной информации попали в так называемую серую зону российского законодательства. Здесь имеется в виду контент, вовлекающий граждан в противоправную деятельность и нарушающий нормы морали и нравственности. Специалисты уже составили перечень мер реагирования на появление такой информации. Речь идет о блокировке, ограничении в распространении, маркировке, пессимизации выдачи контента в поисковых системах, запрете на попадание в рекомендации, в том числе для определенной аудитории, выделенной алгоритмически, запрете на монетизацию ресурса для авторов контента и на взаимодействие с пользователями.

В качестве мер регулирования информации из серой зоны законодательства Анна Сутырина предлагает введение должности уполномоченного по цифровым правам и создание экспертного совета по цифровым правам. Члены последнего станут проводить верификацию информации как деструктивной и формировать классификатор.

Директор по связям с государственными органами VK Константин Голуб и глава видеохостинга Rutube Александр Моисеев рассказали о том, как отечественные цифровые ресурсы борются сегодня с деструктивным контентом. VK и Rutube заметно улучшили систему модерации информации и сократили время реакции администраторов на жалобы пользователей на деструктивные данные.

Глава Альянса по защите детей в цифровой среде Елизавета Белякова и журналистка, многодетная мать Тутта Ларсен заявили, что, кроме общественного и государственного контроля за распространением вредной информации, ответственность за развитие, ментальное и физическое здоровье детей в первую очередь несут их родители. Формирование базовых моральных и семейных ценностей, критического мышления позволят детям минимизировать риск столкновения с деструктивными сведениями.

По мнению генерального директора Российского общества «Знание» Максима Древаля, каждый контент - это ответ на вопрос человека, как заданный, так и незаданный. Есть разница между целенаправленным поиском деструктивных данных и случаями, когда такого рода информация выдается разными подборками, плейлистами и системой рекомендаций. Древаль призвал сделать так, чтобы в рекомендациях был только позитивный и созидательный контент.

При подведении результатов работы специалисты согласились, что вся вредная информация делится на ряд категорий. Так, к первой группе (белая зона) нужно относить контент, запрещенный отечественными законами, - другими словами, Уголовным кодексом и Кодексом об административных правонарушениях России. Ко второй категории (полусерая зона) относится информация, в основе которой лежит противоправное деяние. При этом пропаганда этого действия по закону не запрещена. Третья группы (серая зона) - это контент, который нарушает нормы морали и нравственности.

Генеральный директор АНО «Институт развития интернета» Алексей Гореславский уверен, что сегодня уже можно работать со второй категорией. По поводу третьей группы российское общество должно прийти к консенсусу, что является общественно осуждаемым явлением. И реагирование должно быть соразмерным и учитывающим иностранный опыт. Это блокировка, маркировка, запрет на попадание в рекомендации, в том числе для конкретной аудитории, выделенной алгоритмически, запрет монетизации ресурса для авторов контента.

Сейчас деструктивная информация есть как на открытых ресурсах, так и на закрытых форумах и одностраничных сайтах. Участники дискуссии пришли к выводу, что отечественные социальные сети и цифровые ресурсы проделали огромный путь. Но при этом еще есть потенциал в плане совершенствования технологических инструментов. Однако в целом на данный момент Россия удерживает хорошие позиции, считает Гореславский.

Он добавил, что разрабатываемый классификатор деструктивного контента не сможет качественно функционировать без имплементации. Классификатор является живым организмом, и его необходимо постоянно обновлять. Здесь нужен коллегиальный экспертный орган или институт уполномоченного по цифровым правам. Именно он должен выполнять роль медиатора между государством, обществом и предпринимателями. Подписание меморандума о противодействии деструктивному контенту в отношении детей и молодежи станет новым стимулом для этого.

"