Posted 25 февраля 2019,, 06:53

Published 25 февраля 2019,, 06:53

Modified 29 мая 2023,, 09:33

Updated 29 мая 2023,, 09:33

В Иркутске правозащитники спасают от депортации оппозиционера из Камеруна. На родине ему грозит до 30 лет тюрьмы

25 февраля 2019, 06:53

Юристы правозащитного фонда «Общественный вердикт» в Иркутске пытаются спасти от депортации своего коллегу Эрве Котто Эпе Жиль из Камеруна. На родине ему грозит до 30 лет тюрьмы за расследования коррупции местных властей — Эрве обвиняют в обнародовании информации, направленной против правительства Камеруна, в вовлечении в движение, деятельность которого направлена на дестабилизацию государства и организацию мятежей, и ряду других статей.

Как рассказал Эрве «Сибирь.Реалии», с 2015 года он нелегально скрывался в Москве, а с конца 2018 года живет в Нижнеудинске Иркутской области вместе со своей русской женой Юлией и ее двумя детьми. Российские власти отказали Эрве в политическом убежище, а Нижнеудинский суд оштрафовал его на две тысячи рублей без депортации за незаконное пребывание в России.

фото: sibreal.org

Эрве считает обвинения камерунских властей безосновательными — он отмечает, что Камерун находится в десятке самых коррумпированных стран мира.

«Я считаю, что эти обвинения против меня абсолютно необоснованные. Если провести полное расследование, то Камерун окажется в десятке самых коррумпированных стран мира. Всемирный банк говорит о растратах государственных средств членами правительства. В моей стране Всемирный банк создал механизмы финансирования структурных проектов, и люди могут получить льготы, например, в области здравоохранения, образования и предпринимательства. Но этого не происходит. Цель властей Камеруна проста — заставить меня исчезнуть или нейтрализовать, чтобы я больше не мог говорить правду или предъявлять им претензии. Они не терпят людей, которые отстаивают свои права и разоблачают финансовые махинации. Им не нужно, чтобы народ был в курсе происходящего».

В частности, Эрве рассказал о своем расследовании фонда первой леди Камеруна под названием Chantal Biya Foundation — эта организация призвана помогать бедным на собственные средства. Но, по словам Эрве, это не так.

«Фонд получает финансирование со стороны Министерства здравоохранения и Министерства образования, а людям никакой помощи не оказывают. На эти средства первая леди построила больницу на свое имя, но она платная, и самые бедные не могут получить там бесплатную медицинскую помощь. За этой организацией стоит очень сильный механизм незаконного присвоения государственных средств, поэтому именно она руководит чиновниками, занимающими должности в этих министерствах. Почему нельзя изучать работу фонда первой леди? Этого я сам не понимаю. Фонд привлекает государственные средства, но он является некоммерческой организацией в Камеруне. Фонд используется для отвлечения государственных средств и субсидий, предоставляемых, например, Всемирным банком государству Камерун. Операция очень проста: Всемирный банк предоставляет гранты Министерству здравоохранения, которое, в свою очередь, назначает первую леди ответственной за проект, но на месте ничего не делается, деньги исчезают без декларации. А Всемирный банк получает отчет о том, что проект был завершен».

По словам Эрве, судебная система Камеруна полностью подчинена 86-летнему президенту Полю Бийя, который находится у власти уже 36 лет. Оппозиционер рассказал, что сейчас Камерун переживает серьезный социальный, экономический и политический кризис — два региона находятся в состоянии войны с властями и требуют суверенитета из-за плохого управления, а на севере страны действует террористическая секта Боко Харам.

«Половина бывших министров — в тюрьме. Первый противник президента Камеруна господин Морис Камто и 200 его членов арестованы, а в тюрьме ему грозит смертная казнь за мирные манифестации». 
фото: sibreal.org

В России Эрве не может легально работать, а нелегальное трудоустройство грозит ему депортацией на родину, где его могут лишить свободы. Сейчас правозащитники «Общественного вердикта» пытаются помочь Эрве легализировать свое пребывание в нашей стране. Сотрудники УФМС, как рассказала жена Эрве Юлия, вместо помощи оскорбляли камерунца и угрожали вызвать полицию.

«Когда мы первый раз пришли в УФМС, когда только приехали, я сказала: "Пропишите мне мужа". Начальник местного отделения УФМС России по Иркутской области Наталья Кокоткина мне отказала. Она начала искать ему переводчика, чтобы непосредственно ему все разъяснять. Через день нашли переводчика, Эрве закрыли в кабинете, меня к нему не пускали. Они так на него там орали, ужас. Говорили ему: "Забирай свою девушку и езжай в Москву. Ты нам здесь не нужен". Я зашла в этот кабинет, говорю: "Вы почему кричите? Вы нормально можете говорить?" Они переключились на меня: "Ты хочешь, чтобы мы и на тебя рапорт составили?" Они меня еще дальше выгнали и закрыли еще и вторую дверь, чтобы я вообще ничего не слышала. Они, видимо, хотели, чтобы он им денег заплатил. У моей знакомой муж тоже иностранец, она мне рассказывала, что эта чиновница им в течение пяти лет штрафы выписывала, не хотела прописывать мужа, пока он не получил гражданство. Эрве и здесь просил статус беженца, Кокоткина ему сказала, что не положено, так как у него жена гражданка России».

Правозащитница Наталья Хроменкова считает, что статус беженца Эрве не дадут — изменился закон. Сейчас ему необходимо получить разрешение на временное проживание, а для этого необходимо законное пребывание на территории России. Эрве же находится в России нелегально, регистрации у него нет. Тем не менее, правозащитники считают, что у Эрве есть шансы остаться, ведь штраф ему выписали без депортации.

«У него нет регистрации, за это они его и штрафуют. Но таких случаев, как с Эрве, крайне мало. Они не посчитали возможным подойти к нему индивидуально. Они не подсказывают шаги, которые ему помогут здесь легализоваться, они ему говорят: "Уезжай в Москву". Кроме этого, они угрожают ему вторым штрафом и выдворением из России. Это не консультация. А по должностным инструкциям они обязаны его проконсультировать. Хорошо, что перед судом Эрве и Юлия обратились к нам, мы их проконсультировали, что говорить, какие документы показывать. Ведь в протоколе об административном правонарушении написано: штраф и выдворение. А выдворение — это значит, что он пять лет не может приезжать в Россию. Но судья отказал в выдворении, а только оштрафовал. Это можно считать победой».
"