Posted 17 июля 2020,, 13:26

Published 17 июля 2020,, 13:26

Modified 29 мая 2023,, 10:18

Updated 29 мая 2023,, 10:18

Избитый в Красноярске заключенный рассказал, как добрался до Финляндии и попросил убежища: «Я рашн, и ай нид хелп»

17 июля 2020, 13:26

Заключенный Михаил Голиков, избитый сотрудниками ФСИН, в начале мая ушел из Ачинской больницы, а нашелся только в середине июня — на границе Финляндии, где Голиков сам сдался властям и попросил политического убежища. Корреспондент «Медиазоны» Александр Бородихин расспросил Михаила о том, почему он сбежал из России и что сейчас делает в Финляндии.

Фото предоставил Михаил Голиков изданию «Медиазона»

В Ачинской больнице Михаил Голиков лежал со второй половины апреля, а уйти оттуда решил после телефонного звонка.

«Мне позвонили ночью сотрудники, представились "сотрудниками" и сказали, что если я до утра не исчезну, то "ожидают следующие моменты": меня убьют, жене подкинут [наркотики] и посадят в тюрьму, а ребенка отправят в детдом. Исходя из этого, я испугался за семью и за свою жизнь и покинул больницу», — рассказал заключенный.

Голиков собрал вещи и автостопом поехал в Новосибирск. Дальнобойщикам он не рассказывал о своей биографии и о том, что отбывает срок — водители тоже не задавали лишних вопросов попутчику.

В Новосибирске Михаил снял квартиру по чужому паспорту, который, как говорит сам заключенный, нашел в вестибюле больницы за неделю до ухода. С этим паспортом он дойдет до Финляндии и покажет его пограничникам, которых вызовут по его просьбе местные жители.

Почти месяц Голиков провел в Новосибирске и обдумывал, что делать дальше. Потом, все так же автостопом, отправился по маршруту Новосибирск — Екатеринбург — Пермь — Киров — Москва — Петербург. Наконец, заключенный добрался до поселка Великое под Выборгом, до границы с Финляндией оттуда было рукой подать. Михаил признается, что ему очень повезло — за весь путь водителей ни разу не тормозили гаишники.

На следующий день Голиков отправился за границу по собственному маршруту.

«Там вокруг озера [Великого надо идти] и через лес. Восемь часов, и вышел к [другому] озеру; прошел три километра и обнаружил, что там дачники какие-то занимаются. Вижу, что там строения не российские, понял, что это Финляндия. Подошел и сказал, чтобы они помогли мне: "Ай нид полис", они вызвали полицию, и я сам сдался. Это были финны, а жена [одного из мужчин] говорила на английском, я ей рассказал, что я "рашн" и что я "ай нид хелп" и мне нужна помощь. Она позвонила в полицию со своего телефона; около часу я сидел и ждал на дороге — там камень такой стоит, и я на нем сидел».

Полиция приехала с переводчиком и Михаил объяснил, кто он такой, что сдается добровольно и просит убежища, поскольку в России ему угрожает опасность. Полиции он показал паспорт на чужое имя и признался, что документ чужой.

Голикова опросили, сняли отпечатки пальцев и сфотографировали. Когда его попросили подтвердить свою личность, возникли проблемы.

«У меня не было с собой документов, и мне надо было зайти на страницу [в интернете], там были сохранены мои права, но у меня в роуминге кончились деньги. Когда я смог разблокировать интернет, я показал копию своих прав, что я Голиков Михаил Васильевич, они перевели меня в общежитие», — рассказал заключенный.

После этого заключенный смог связаться со своим адвокатом Викторией Дерменевой, объяснить ей ситуацию и проконсультироваться. Сейчас Михаил собирает документы, чтобы получить статус беженца — в передвижениях его не ограничили и предоставили переводчика.

«Здесь условия человеческие, с Россией не сравнить, не колониальные. И само отношение совсем другое, нет этой дерзости, наглости, относятся с пониманием. Сотрудники — как помощники, а у нас — как тираны», — с заметным воодушевлением говорит Голиков.

В России Михаилу Голикову изменили наказание с принудительных работ на лишение свободы.

  • В 2006 году Михаил Голиков был осужден на 20 лет лишения свободы за разбой, убийство и поджог. В 2018 году за примерное поведение его перевели в колонию-поселение, в мае 2019 оставшиеся 5 лет и 3 месяца наказания заменили на принудительные работы — он жил в общежитии исправительного центра при колонии Красноярска, ходил на работу и подавал прошения об УДО.
"