Posted 12 декабря 2019,, 07:01

Published 12 декабря 2019,, 07:01

Modified 29 мая 2023,, 10:11

Updated 29 мая 2023,, 10:11

Напряжение между США и Китаем, новые сплавы и алюминиевые автомобили: гендиректор РУСАЛа рассказал об изменениях рынка

12 декабря 2019, 07:01

Генеральный директор РУСАЛа Евгений Никитин дал интервью изданию «Коммерсант», в котором рассказал о ситуации на мировом и внутреннем рынке алюминия. По мнению топ-менеджера, несмотря на то, что мировые цены на алюминий уже полтора года ползут вниз, в будущем спрос на легкий металл только возрастет.

Никитин отметил, что ценовая ситуация сейчас не связана с алюминием как таковым — спад идет во многих отраслях и связан с напряженными отношениями между США и Китаем. Когда страны договорятся — рыночные цены стабилизируются и начнут расти.

Более того, отметил топ-менеджер, мир не может обойтись без алюминия, в том числе производимого РУСАЛом.

«По итогам первых девяти месяцев 2019 года мы видим, что в Европе спрос на первичный алюминий незначительно упал. Но в то же время автомобильная промышленность — основной драйвер отрасли — в крупнейших странах региона, в особенности в Германии и Турции, постепенно стабилизируется. 

В Северной Америке за этот же период спрос на алюминий также сократился — в пределах 2%. Но увеличение среднего возраста эксплуатируемых автомобилей на североамериканском континенте почти до 12 лет дает право на позитивные прогнозы в отношении производства автомобилей в ближайшем будущем. Более того, требования регуляторов к снижению выбросов автомобилей требуют снижения их веса, что невозможно без применения алюминия, и рост потребления листового алюминия автопромом уже сейчас выражается в двухзначных цифрах.

Увеличивается, пусть и незначительно, спрос на одном из крупнейших и самых динамичных рынков — индийском, но темпы его ниже, чем были в начале года. В других частях Азии за пределами Китая наблюдается падение спроса, которое, как мы предполагаем, носит временный характер. Дополнительный спрос на алюминий ожидается в результате перехода многих производителей воды и напитков с пластиковой бутылки на алюминиевую банку. В целом, по нашим оценкам, положительные тенденции, которые наблюдаются на всех рынках, должны привести к росту спроса на алюминий уже в следующем году».

Евгений Никитин
Генеральный директор АО «РУСАЛ»

Евгений Никитин добавил, что зарубежные страны не смогут обойтись без алюминия РУСАЛа — компания является одним из крупнейших производителей алюминия и входит в мировую производственную цепочку, откуда ее нельзя безболезненно исключить. По мнению топ-менеджера, долю использования алюминия можно увеличить и в России.

На протяжении последних четырех лет объем экспорта российских алюминиевых полуфабрикатов и готовых изделий из алюминия превышает объем импорта. При этом экспорт в основном приходится на прокатную продукцию и фольгу для производства упаковки и продукции машиностроения, а также на прутковую экструзию. Импортируют же продукцию потребительского сектора: радиаторы отопления, посуду, профиль для мебели, автомобильные колесные диски, полуфабрикаты для строительства и отделки.

«Примерно половину существующего объема импорта невозможно заместить внутренним производством по причине или полного отсутствия аналогичных производств, или недостаточного объема мощностей для удовлетворения спроса. Речь идет прежде всего о плоском прокате с современными покрытиями, используемом в строительной отрасли, крупногабаритном транспортном профиле, колесных дисках. И, на наш взгляд, именно на этих направлениях необходимо сосредоточиться для развития отрасли и экономики в целом, так как давайте не будем забывать, что алюминиевая отрасль — это еще и база для высокотехнологичных производств разных направлений промышленности».

В частности, отметил Евгений Никитин, долю использования алюминия в стране можно увеличить, начав производство алюминиевых автомобилей — металл легче других сплавов и заметно снижает количество выбросов CO2 во время эксплуатации машины.

«В России применение алюминия в автопроме пока гораздо ниже, чем в европейских странах,— почти в два с половиной раза, что прежде всего связано с модельным рядом автомобилей, собираемых в нашей стране. Подавляющее большинство из них — это экономичные автомобили компактного и среднего классов, в которых основная доля используемого алюминия приходится на колесные диски и элементы силовой линии (детали двигателя и трансмиссии). Другая причина низкой доли российского автопрома в наших продажах обусловлена тем, что, несмотря на огромные мощности по сборке автомобилей, уровень локализации производства алюминиевых компонентов в России остается крайне низким».

По словам Никитина, в планах РУСАЛа — восстановление объемов продаж продукции с добавленной стоимостью, завершение строительства Тайшетского алюминиевого завода и увеличение мощностей Богучанского алюминиевого завода, последнее зависит от договоренностей с партнерами.

К тому же компания продолжит развивать предложение продукции под экобрендом Allow — алюминий, углеродный след которого близится к нулю. По словам топ-менеджера, уже сейчас сплав имеет спрос у клиентов.

"