@pr.mira

Нулевая пошлина на электромобили: ждать ли электробум в Красноярске? Мнение Артема Потехина

С 4 мая 2020 года в России снова заработал беспошлинный импорт электромобилей. Новый колумнист «Проспекта Мира», предприниматель и создатель сайта 24auto.ru Артём Потехин фантазирует, как это может повлиять на количество электромобилей на наших улицах.

Сейчас в России зарегистрировано примерно 6 300 электрокаров (данные на конец 2019 года). Самое интересное, что основная часть этих автомобилей зарегистрирована в Сибири и на Дальнем Востоке. В Москве, в топе на третьем месте, всего около 600 автомобилей на электротяге.

Такое обилие электрокаров за Уралом объясняется просто: 5000 из этих 6300 — это Nissan Leaf с правым рулем, который подержанным везут из Японии.

В целом топ регионов по электромобилям выглядит так

  1. Приморский край ~1000 штук
  2. Иркутская область ~650 штук
  3. Москва ~600 штук
  4. Хабаровский край ~500 штук
  5. Краснодарский край ~450 штук

Красноярский край в этом списке далеко не в топе, общее количество электромобилей в крае около 100 единиц. Это в основном Ниссан Лиф и еще пара Jaguar I-PACE, которые уже рассекают по улицам Красноярска. Автомобилей Тесла пока замечено не было: ближайший официальный сервис находится в Европе, и если с машиной произойдет что-то серьезное, придется ехать на автовозе туда.

В отличии от б/у электричек, продажи новых электрических автомобилей в РФ растут не сильно. В основном это Теслы, которые везут фанаты марки (примерно 400 штук на всю страну). 

Следующие по популярности Mitsubishi i-MiEV – 330 штук. Далее идет новинка и потенциальный лидер — Jaguar I-Pace, 150 штук. Именно I-Pace стал в 2019 году самым продаваемым новым электромобилем. Думаю, что в 2020 он снова подтвердит свое лидерство, а все благодаря развитой дилерской сети JLR.

Артем протестировал "Теслу" в США

За последние два года рынок электромобилей в РФ вырос, и кратно, но так как он растет с нуля, в общей массе автомобилей этот рост практически незаметен. Электромобиль до сих пор экзотика, в основном покупатели выбирают проверенные машины с ДВС. Но отмена пошлин даст толчок в развитии этого направления — в основном за счет б/у с Японии, которыми торговцы будут замещать дорожающие авто на двигателях внутреннего сгорания. Думаю, что за 2020 год количество ввезенных электромобилей может удвоиться. В целом это хорошо, так как за ростом количества таких авто наконец-то начнет расти инфраструктура (парковки с зарядками, розетки около домов и тд). А это сформирует дальнейший рост спроса.

Продажи новых электромобилей тоже должны вырасти — но не сильно. К Jaguar I-PACE добавиться Porsche Taycan и Audi E-Tron. Впрочем, выбор новых автомобилей все равно не очень велик, плюс «электрички» весьма дороги. Купят чуть больше официальных авто, ну и конечно же, завезут больше подешевевших Тесл.

Еще одно препятствие для роста рынка электромобилей — инфраструктура. В столичных Москве и Питере зарядок уже больше сотни, что не особо много, если учитывать население, но достаточно, если смотреть на объем эксплуатируемых автомобилей. В тоже время в крупных сибирских городах зарядок для электромобилей редко больше десятка, что очень мало даже для текущего автопарка. В Красноярске их, для примера, пять, плюс еще несколько в ближайшем пригороде (карту зарядок можно посмотреть тут)

Карта электрозаправок в Красноярске и пригороде

Кроме того, зарядки часто не работают, или работают по непонятным алгоритмам, или место вокруг них занято обычными машинами — их владельцы, несмотря на предупреждающие знаки, ставят и мешают подъезду и зарядке.

То есть если у вас нет места, где вы сможете заряжать машину — например, в гараже/парковке или работе, то далеко вы на ней не уедете.

Другой важный аспект инфраструктуры — это зарядки на основных трассах между городами. Например в США можно спокойно ездить по западному побережью на Тесле, она построит маршрут между городами, учитывая длину пробега и наличие зарядок Суперчаджеров, которые накачивают аккумуляторы за час-полтора.

У нас же между городами зарядки, скорее, экзотика. Возьмем для примера направление Красноярск-Новосибирск: зарядки по пути есть в Ачинске, Мариинске и Кемерово. Вроде по маршруту и вроде равномерно, но на Ниссанах доехать до каждой не хватит заряда, а на Теслах хватит, но время на полную зарядку аккумулятора будет сутки, потому что заправки медленные, так что ваше путешествие может занять несколько дней вместо 8-10 часов. 

Так же к минусам можно добавить потенциальные проблемы с ремонтом таких автомобилей. Не каждый сервис возьмется за электрокар, нужно будет искать умельцев.

Артём в Тесле

При таких исходных данных полноценную конкуренцию обычным авто «электрички» составить не пока не смогут. Но если рассматривать электромобиль как второе авто и планировать его эксплуатацию только в городе, то преимущества будут не только в экономии на покупке из-за нулевой таможни:

  1. электричество дешевле бензина, ДТ и газа (1 км на электротяге стоит в 8-10 раз дешевле)
  2. ТО для электромобилей делается значительно реже (не нужно менять масло, колодки и тд)
  3. льготы по парковкам и налогам в некоторых регионах
  4. реже ломаются (меньше сложных узлов, не зависит от качества бензина)

В общем, пока в России электромобиль это чисто городская история, которая находит все больше фанатов среди любителей новых технологий. Надеюсь, что нулевая таможня даст ей толчок и мы увидим больше разных электромобилей на наших улицах.

Карта зарядок для автомобилей https://www.plugshare.com

Если вы тоже хотите стать колумнистом «Проспекта Мира» и вам есть, о чем рассказать: о вашей интересной жизни, работе, увлечении, волонтерстве и т.д. – пишите на почту sokolova@prmira.ru. С вас – интересное чтиво, с нас – многочисленная аудитория сайта и соцсетей.

Артём Потехин
Артём Потехин
специалист по машинкам
Что вы об этом думаете?
Поделитесь с друзьями:
А Вы уже читаете «Проспект Мира» в Яндекс.Дзене?
💬 Комментарии
авторская колонка
Актуальное