Posted 13 февраля 2020,, 13:36

Published 13 февраля 2020,, 13:36

Modified 29 мая 2023,, 10:13

Updated 29 мая 2023,, 10:13

«Нужно объявлять ЧС»: в Канске уже 10 лет горит хранилище токсичных отходов. Хронология «местного Везувия»

13 февраля 2020, 13:36

В Канске снова горит хранилище лигнина — токсичных отходов обанкротившегося биохимического завода. Огромная гора лигнина периодически загорается с 2009 года и тушить ее очень сложно и дорого.

Местное издание «Канские ведомости» сообщает, что возле Канска хранится около трех миллионов тонн гидролизных отходов БХЗ. Впервые гора лигнина загорелась в мае 2009 года.

фото: Александр Васильев, kvgazeta.ru
«Дымовая завеса разошлась на сотни метров, небо заволокло гарью. Никто не знает, что с этим делать: потушить практически невозможно: наружного пламени нет, горение идет вовнутрь горы. Окопали по периметру, поставили предупреждающие знаки. Звучит предложение делать саркофаг из шлака и грунта, но денег нет. Между тем идет задымление воздуха в Ашкауле, Чечеуле и Бражном, есть риск отравления воды и пастбищ», — вспоминают журналисты 2009 год.

Лигнин горел больше года, пишет издание, только в октябре 2010 горящее хранилище запечатали саркофагом из глины и золы, на что ушло 50 миллионов рублей.

В 2012 году саркофаг подмыло, но его восстановили. В июле 2016 года, описывают хронологию журналисты, полигон снова начал дымиться.

Точки прогара саркофага были засыпаны на средства резервного фонда администрации Канского района, однако прогары начали появляться регулярно — в 2017, в 2018, в 2019 году полигон горел и испускал облака токсичного дыма.

«Сколько заседаний разного уровня прошло, сколько писем написано, сколько принято решений, выделено денег, проведено работ — все тщетно: полностью решить проблему не удается, и наш местный "Везувий" время от времени напоминает о себе. А решать ее надо», — написали журналисты.

Бывший замминистра природных ресурсов и экологии, депутат горсовета Красноярска Сергей Шахматов рассказал «ПМ», что с ситуацией справиться не просто: 

«Часть саркофага была повреждена весенним паводком, лигнин оголился. Отходы продолжают гореть, появились прогары саркофага. Сейчас мы готовим обращение в правительство — нужно объявлять режим ЧС и выделить из краевого резервного фонда деньги на восстановление саркофага».

Стоимость восстановления саркофага пока неизвестна. Шахматов отмечает, что для начала можно выделить деньги на проектирование работ, чтобы понимать реальный объем реконструкции и ее стоимость.

В краевом министерстве экологии «ПМ» подтвердили, что полигон продолжает гореть. Судя по результатам весенней аэросъемки МЧС, обнажилась одна шестая часть хранилища лигнина, так сильно поврежден саркофаг.

«Министерство готовит предложения по увеличению краевого бюджета для проведения мероприятий по разработке проектно-сметной документации на предотвращение возгорания лигнина на полигоне. Администрация Канского района прорабатывает вопрос по закрытию лигнинохранилища саркофагом», — ответили в министерстве.

16 января специалисты провели замеры воздуха в семи точках Канска. Превышения показали только в одной — это наветренная сторона санитарно-защитной зоны полигона, километр от хранилища. Там в 1,5 раза превышена предельно допустимая концентрация фенола и в 1,7 раза ПДК оксида углерода.

Местные жители считают ситуацию более опасной и жалуются на гипертонию и участившиеся случаи онкологических заболеваний. Люди боятся, что дым может отравить почву и привести к гибели посевов и скота, если высокое давление прижмет его к земле.

"