Posted 5 марта 2019,, 08:39

Published 5 марта 2019,, 08:39

Modified 29 мая 2023,, 09:33

Updated 29 мая 2023,, 09:33

«Пора отказаться от достройки утопий прошлых лет»: ученые ВШЭ высказались против метро в Красноярске

5 марта 2019, 08:39

Ученые факультета городского и регионального развития Высшей школы экономики Михаил Блинкин и Глеб Витков высказались против строительства в Красноярске метро глубокого заложения. Вместо этого эксперты ВШЭ предложили альтернативу — создание «высокопроизводительной и привлекательной для всех слоев населения системы массового общественного транспорта».

В первую очередь отмечается, что расчетный пассажиропоток, указанный в технико-экономическом обосновании проекта строительства метрополитена, почти в два раза превышает актуальный спрос на транспорт в Красноярске. По проекту — до 20 тысяч пассажиров в час в одном направлении, по оценкам транспортного спроса и прогнозу — до 8-10 тысяч пассажиров в час и меньше. 

Эксперты прокомментировали и проект, представленный губернатором Александром Уссом президенту Владимиру Путину во время его последнего визита в Красноярск. Проект предполагает строительство метро глубокого заложения на участке «Высотная — проспект Мира» и использование трехвагонных сцепок с соответствующими меньшими габаритами станций. Предполагается, что интенсивность движения может достигать 20 поездов в час. Капитальную стоимость проекта оценили в 70 миллиардов рублей.

«Сценарий, предложенный красноярскими представителями, мы считаем технически реализуемым, оценку затрат на его реализацию — адекватной. Увы, на этом наше согласие заканчивается. Красноярские коллеги настаивают на тоннельном трассировании участка "Высотная — проспект Мира", выдвигая, со ссылкой на позицию губернатора края и городской общественности, категорические возражения против прокладки рельсовых путей через центр города. Мы, со своей стороны, полагаем, что любой сценарий создания красноярской транспортной системы, включающий тоннели глубокого заложения, является утопическим как по потребным капитальным затратам, так и в части его адекватности прогнозному пассажирскому спросу».

Ученые поясняют, краевой и городской бюджеты не располагают собственными средствами, необходимыми для реализации подобного инвестиционного проекта и покрытия эксплуатационных затрат (около 1,5 миллиарда рублей ежегодно). При этом выделение федеральных средств в таких объемах под локальный городской транспортный проект, по мнению экспертов, нереально.

По их мнению, ареалом эффективного использования традиционного метро остаются города с многомиллионным населением, обладающими пиковыми трафиками в объеме как минимум 25 тысяч пассажиров в час в одном направлении. В Красноярске же пассажиропоток не достигает даже этого минимального порога.

В качестве альтернативы ученые ВШЭ предлагают системы метротрамов, которые будут двигаться по земле, эстакадам или тоннелям мелкого заложения.

«Современные наземные рельсовые системы, высокотехнологичные и эстетически привлекательные, повышают узнаваемость города; первые этажи зданий по линиям трассировки таких систем получают дополнительные шансы для развития разнообразных бизнесов. Потребные инвестиции для создания таких систем, как минимум, в 3-4 раза ниже, чем для метрополитенов с тоннелями глубокого заложения».

Отмечается, что разработку технико-экономического обоснования и проекта системы метротрамов, предполагающей и интеграцию имеющихся трамвайных линий и городской электрички, можно было бы начать во втором квартале 2019 года.

«Российские города достойны получить (и как можно скорее получить!) эффективные транспортные системы, которые позволят сделать городское пространство более дружественным, перемещение — комфортным, эксплуатацию — посильной для бюджета города. Пора отказаться от достройки утопий прошлых лет! Пора жить настоящим и думать о будущем наших городов».
"