Posted 24 ноября 2022,, 09:36

Published 24 ноября 2022,, 09:36

Modified 29 мая 2023,, 10:48

Updated 29 мая 2023,, 10:48

Самозанятые таксисты просят оперативно принять новый закон о такси

24 ноября 2022, 09:36

Сотни тысяч заинтересованных работать в такси автолюбителей предпочитают для себя статус самозанятого. Принятие соответствующего законопроекта серьезно упростит работу водителей по всей стране и повысит прозрачность отрасли. Участники рынка просят как можно скорее одобрить эту инициативу.

Сегодня рынок такси регулируется законом 2011 года, который абсолютно не отражает текущее положение дел в отрасли. Одна из ключевых проблем состоит в том, что на законодательном уровне не закреплен статус самозанятого в такси. Перевозками пассажиров могут заниматься только юридические лица или индивидуальные предприниматели. Самозанятые могут таксовать, но только если оформят ИП.

Крупные агрегаторы, конечно, стараются удовлетворить запросы рынка и работать с самозанятыми. Однако они сталкиваются с барьерами. Так, Пресненский суд Москвы запретил "Яндекс Такси" допускать к заказам в сервисе самозанятых без статуса ИП. Очевидно, что без принятия законопроекта о такси возможности развития этого сектора экономики значительно сужаются.

“Лишить в это непростое время водителей возможности работать в режиме самозанятости – значит создавать дополнительные барьеры для работы в такси не только для новых водителей, но и лишить заработка тех, кто сейчас работает в этом режиме. По крайней мере, на какое-то время, которое потребуется им для решения юридических вопросов и переподключения к сервисам такси. Этого нельзя делать, такси – социально значимая отрасль, в ней работают сотни тысяч водителей, благополучие их семей часто зависит от этого заработка”, — заявил председатель московского профсоюза такси "Добро" Николай Кодолов.

Почему так важно закрепить самозанятость в такси на законодательном уровне

По данным ФНС, в России количество самозанятых достигло пяти миллионов человек, а, по прогнозам Минтруда РФ, через семь лет их будет уже 10 - 12 миллионов. Этот налоговый режим отличается гибкостью и возможностью зарабатывать без лишней бюрократии, поэтому такси стало подходящим полем деятельности для самозанятых. Однако им легальный путь в этот транспортный сектор пока ограничен.

“Если водителям запрещать работать в удобном для них налоговом режиме, который к тому же долгое время был разрешен, был удобен в оформлении, необременителен с точки зрения документооборота, с низкой налоговой ставкой, то многие просто будут искать способы, чтобы и вовсе работать без оформления. В небольших городах, к примеру, и сейчас бомбил еще полно, а станет еще больше”, — считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин.

В сфере такси заняты более 1,5 миллиона человек. Это социально значимая отрасль. Как отметил Кодолов, в случае принятия нового закона таксисты получат намного больше возможностей заниматься любимым делом и иметь регулярный заработок.

Таким образом можно стабилизировать ситуацию на рынке, способствовать выходу отрасли из тени, сделать ее прозрачнее и в целом получить положительный результат для экономики. Кроме того, прописанные в новом законопроекте меры позволят обеспечить безопасность и удобство и для пассажиров, и для таксистов. В случае принятия законопроекта самозанятым нужно будет только заключить договор с компанией-агрегатором. Работа таксистов будет контролироваться благодаря сведениям, предоставляемым службами заказа такси в региональную информационную систему.

Ситуацию на рынке автоперевозок пассажиров видят в Министерстве транспорта РФ. Осенью прошлого года ведомство представило новый законопроект о такси, который допускает самозанятых к работе в такси напрямую с агрегаторами. Отмечается, что до конца осенней сессии Государственная дума должна принять эту инициативу.

"