Posted 24 ноября 2022,, 11:07

Published 24 ноября 2022,, 11:07

Modified 29 мая 2023,, 10:48

Updated 29 мая 2023,, 10:48

«Состояние абсолютного дефицита»: что будет с авторынком в России? Рассказывают эксперты

24 ноября 2022, 11:07

Журналисты «Новых Известий» попытались разобраться, почему у нас почти нет ни собственного производства, ни параллельного импорта автомобилей, а цены на легковушки делают их недоступными.

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин обратил внимание на сократившееся предложение на авторынке:

«Сейчас мы находимся в состоянии абсолютного дефицита. Раньше продавали 1,5 миллиона автомобилей в год, в самый хороший 2012 год - 3 с лишним миллиона автомобилей, потом неуклонно снижались. В этом году, если 550–600 тыс автомобилей продадим, это будет уже великим достижением. Дефицит стимулирует огромные цены».

Что с местным производством

По федеральной программе, при покупке в кредит отечественного автомобиля государство субсидирует 20% стоимости автомобиля (25% для жителей Дальнего Востока), а при покупке отечественного электромобиля в кредит государство оплатит 35% стоимости, но не более 925 тыс. рублей. Однако эта мера не помогает, утверждают «Новые Известия».

Без конкуренции производители могут ставить любую цену. «Отечественный» электромобиль «Evolute i-Pro» — это китайский «Dongfeng Aeolus E70», и стоит он в 2,3 раза дороже, чем оригинальный автомобиль в КНР. При этом у «Моторинвеста» Фёдора Кунакова нет необходимости проводить таможенную очистку по полной пошлине, поскольку в Россию ввозятся не автомобили, а так называемые «машинокомплекты», которые дают существенную экономию. К тому же «Моторинвест» заключил с Минпромторгом специнвестконтракт (СПИК), который даёт различные льготы. Условия не разглашаются.

Издание делает вывод, что госсубсидии идут не на поддержку спроса и покупателей машин, а на «благотворительность» в пользу нескольких производителей. «Поддержка спроса» на автомобили во второй половине 2022 года обошлась казне в 20,7 млрд рублей, а на стимулирование производства автокомпонентов Денис Мантуров обещает выделить до конца года 32 млрд руб.

Кроме того, Минпромторг через Фонд развития промышленности хочет выделить еще и многомиллиардные субсидии для создания автокомпонентов в России.

Что с импортом

Формально Минпромторг создает условия для ввоза иномарок — создан список автомобилей, которые разрешены к параллельному импорту. Однако фактически такой импорт почти невозможен, уверяет Антон Шапарин.

‘Для параллельного импорта вам нужно получить разрешительную документацию от самого автопроизводителя (таковы правила Техрегламента Таможенного союза). Понятно, что никто такие документы нашим импортерам не дает. Второй вариант - на каждую машину оформить 22 протокола испытаний на полигоне в Дмитрове, а больше нигде нельзя. Естественно, это невозможно. Поэтому за счет инструментов параллельного импорта приехало меньше ста автомобилей. И то исключительно потому, что есть коррупционная возможность добыть разрешительные документы. Не от производителей, а, так сказать, в обход.

Если сравнить число регистраций новых автомобилей в ГИБДД за 9 месяцев 2022 года от «Автостата» с данными о продажах официальными дилерами от АЕБ за тот же период, получается, что за это время обходными путями в страну попали только 4,4% от всех новых машин: из 475 тыс. автомобилей только 21 тыс. была ввезена в Россию в обход официальных поставок.

С точки зрения расходов у импортёров нет стимулов переводить импорт на юридическое лицо, увеличивать объёмы поставок и платить налоги. Издание приводит в пример популярный автомобиль Volkswagen Tiguan» с двигателем объёмом 2 литра стоимостью 30 тыс. долларов.

По текущему курсу 60,37 рублей за доллар таможенное оформление автомобиля на физлицо обойдется в 881 530 рублей, на юрлицо — 985 740. Таким образом, серые схемы с оформлением на подставное физическое лицо получаются выгоднее.

Полную версию материала читайте здесь.

"