Posted 18 февраля 2019,, 10:52

Published 18 февраля 2019,, 10:52

Modified 29 мая 2023,, 09:33

Updated 29 мая 2023,, 09:33

Больше половины российских школьников сталкивались с травлей со стороны сверстников

18 февраля 2019, 10:52

В России только треть школьников не сталкивались с буллингом со стороны сверстников. Остальные или сами становились жертвами травли, или наблюдали за этим со стороны, сообщили авторы исследования Института образования Научно-исследовательского университета Высшей школы экономики.

Всего в исследовании участвовали около 1500 старшеклассников и студентов 1-2 курсов вузов из различных субъектов России. Но пока ВШЭ опубликовала предварительные данные, основанные на ответах около 800 учеников 9-10 классов, средний возраст которых — 16 лет.

Выяснилось, что за последний месяц в школе только 33% опрошенных ни разу не чувствовали себя в роли жертвы. Согласно исследованию, инициаторами травли никогда не выступал 41% школьников, а 35% не становились свидетелями буллинга. 

«Чаще всего с травлей дети сталкиваются 1-2 раза в месяц и обычно прибегают к так называемым словесным воздействиям друг на друга: обзывательствам, насмешкам, неприятным комментариям о внешнем виде, угрозам, — отмечают авторы исследования. — В кибербуллинг — травлю в пространстве интернета с использованием современных гаджетов — вовлечена только половина учеников. (Возможно, если бы исследование проводилось в Москве и Санкт-Петербурге, результаты были бы иными)».

Чаще всего дети подвергаются травле если: в их семье работает только мать, у обоих родителей нет высшего образования или доходы семьи ниже среднего. Научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ, бывший директор красноярской гимназии №1 «Универс» Исак Фрумин считает, что буллинг в школе могли бы предотвратить классные руководители — если бы обращали больше внимания на проблемы своих подопечных:

«Буллинг зачастую может оправдываться рационально. А проблема, с которой мы сейчас столкнулись, — это агрессия против людей, которые тебе ничего плохого не сделали, агрессия как таковая. Я в течение 13 лет был директором школы в рабочем районе Красноярска — Николаевке. Виктор Петрович Астафьев, когда писал про Красноярск, называл этот район центром преступной жизни города. Там нам приходилось предотвращать драки сто на сто человек. Но у драк была причина, какой-то резон. И если ты с ним разбирался, то мог эту агрессию потушить. Я вот пытался вспомнить в разговорах со своими коллегами о случаях неспровоцированной агрессии, когда жестокость направляется не на прямую причину. Вспомнил о вандализме в отношении школьных зданий. Мы к этому привыкли относиться как к естественному явлению, а я бы обсуждал вандализм. Когда я только пришел работать в школу, через месяц был выпускной вечер в 9-х классах, и тогда по всему периметру школы на втором этаже выбили окна. Я говорю: "Что такое? Что происходит?" А мне завхоз отвечает: "Это нормально, в нашем микрорайоне такие традиции". Нам за три года удалось от этой "традиции" отказаться. Как же удалось с этим справиться? Никаких психологов не было, ключом к решению была работа классных руководителей. Я думаю, вопрос о роли классных руководителей важен. Если ты не способен увидеть риски агрессивного поведения, то ты не учитель. Не случайно в вальдорфской начальной школе утро начинается с того, что каждый ребенок здоровается с учителем за руку, тот смотрит ему в глаза и обычно двум-трем детям задает вопрос: "Как у тебя настроение?" Потом отведет в сторону, побеседует. Простое внимание к тому, что происходит с ребенком».

Как рассказала в интервью «Радио Свобода» одна из авторов исследования Мария Новикова, российские результаты сходны с картиной общемировых тенденций распространенности школьной травли:

«Это вполне ожидаемо, потому что в российских школах пока нет программ, нацеленных на борьбу с травлей. Есть инициативы отдельных групп, отдельных школ и педагогов, но это не систематическое явление».
  • В октябре 2018 года в Березовке первоклассник покончил с собой — незадолго до смерти он подрался с одноклассником, отвечая на обиду. Мама погибшего мальчика считает, что он испугался наказания — ребенку угрожали полицией, на следующий день он должен был встретиться с инспектором по делам несовершеннолетних. 
  • В ноябре 2018 года жительница Барнаула пожаловалась в фейсбуке на то, что ее сына-подростка несколько месяцев избивали и унижали сверстники. По словам матери, руководство лицея на встрече с ней заявило: ее сын «стал жертвой потому, что он сам виноват. Он слишком остро реагирует на безобидные тычки и пинки»
"