Posted 3 февраля 2023,, 13:42

Published 3 февраля 2023,, 13:42

Modified 29 мая 2023,, 10:50

Updated 29 мая 2023,, 10:50

Тоннели, горы и путешествие в прошлое: 5 самых необычных железных дорог в России — рабочих и заброшенных

3 февраля 2023, 13:42

В издании «Люди Севера» рассказали про Трансполярную магистраль — сталинский проект заполярной железной дороги, которая должна была соединить Красноярский край и Республику Коми. А мы решили вспомнить еще несколько необычных железных дорог — как действующих, так и недостроенных

Кругобайкальская железная дорога

Когда-то это был основной ход Трассиба. Однако в середине XX века построили дублирующий и более рациональный с точки зрения логистики участок между Иркутском и станцией Слюдянка II — по плато, а не по берегу Байкала. КБЖД постепенно приходила в упадок, и могла бы вовсе уйти в небытие, если бы в 80-х годах прошлого века один из участков не объявили архитектурно-ландшафтным заповедником и не взяли под госохрану.

И не зря. Сегодня КБЖД — один из самых популярных туристических маршрутов по Байкалу. Историческая ветка Слюдянка II — Байкал длиной всего 89 километров, но по количеству инженерных сооружений не имеет аналогов в мире. На КБЖД 38 тоннелей общей длинной больше 9 километров, 248 мостов и виадуков, 15 каменных галерей, созданных еще в начале прошлого века и сохранивших свою архитектуру. Ну и конечно же — красивейшие виды на самое большое в мире пресное озеро.

«Алгемба»

А этому амбициозному проекту так и не было суждено было осуществиться. Историки называют его первой «стройкой века» — линия в 500 километров должна была соединить Саратовскую область и нефтепромыслы в районе устья реки Эмба (она впадает в Каспийское море). Необходимость была обусловлена топливным кризисом 1910-х годов.

Линию начали строить в 2019 году с двух концов. Но проект был очень плохо подготовлен — никакой сопутствующей инфраструктуры последи безводных степей построено не было. Порой строителям было нечего есть и негде спать — ночевали буквально под открытым небом. Работники начали бунтовать, усугубила ситуацию еще и эпидемия холеры, унесшая тысячи жизней. В итоге уже в 1921-м году проект был остановлен, после него остались только двести километров железнодорожной насыпи без рельсов.

Апшеронская узкоколейная железная дорога

Но вернемся к не только живописным, но и к действующим «железкам». Это единственная горная узкоколейная железная дорога на территории РФ — и крупнейшая на территории всего бывшего СССР. Находится 37 километровая узкоколейка в Краснодарском крае и пролегает от город Ашперонск до отдаленного поселка Шпалорез.

Первый участок узкоколейки был открыт в 1927 году. Строилась дорога, как это водится, под промышленные нужды, в основном для вывоза леса, но и сейчас она является основным средством сообщения между затерянными в кавказских ущельях селами. А этом значит, что пассажира ждут виды горных вершин, изгибы горной реки Пшеха и туннели из ветвистых деревьев. Поезда здесь и так неспешные — ограничение скорости на узкоколейке 30 км/ч, так еще и нередко составу приходится останавливаться, чтобы пропустить стайку свиней или стадо коров. В общем, видами насладиться пассажиры успевают.

Монзенская железная дорога

Еще одноа из крупнейших в России частных железных дорог, которая соединяет Вологодскую и Костромскую области. Дорогой владеют Монзенский ДОК, Череповецкий фанерно-мебельный комбинат и Солигаличский известковый комбинат — они создали ООО «Монзажелтранс», которое занимается непосредственным управлением.

Как можно догадаться, используется она в основном для индустриальных нужд предприятий, но есть и пассажирское движение на участке Вохтога-Каменка — когда к мотовозу прицепляют плацкарт.

Поезда по маршруту сродни путешествию на машине времени: коммерческие структуры не особо вкладываются в убыточную «железку», поэтому тут до сих пор есть участки рельсов 20-х годов прошлого века, гигантские семафоры примерно того же времени, и другие винтажные путевые элементы столетней давности.

Трансполярная магистраль

И наконец, тот самых драматичный проект, после которого, однако, остались заброшенные рельсы и живописно парящие пути в местах, где насыпи размыло. Трансполярная магистраль должна была пройти по маршруту Чум – Салехард – Игарка. Как рассказывают «Люди Севера», это был секретный объект, строительство которого началось по личному приказу Иосифа Сталина — хотя идея соединить железной дорогой Европу и Азию появилась еще в XIX веке.

На строительство привлекались в основном заключенные ГУЛАГа, погибшие исчисляются сотнями. За шесть лет из запланированных 1480 километров построили 800, уже готовились проекты по продлению магистрали. Но со смертью Сталина работы мгновенно прекратились, а Совет министров признал строительство нецелесообразным — на магистраль уже ушло 42 миллиарда рублей, для завершения нужно было вкладывать еще.

Однако, с 2018 года государство начало новый проект — Северный широтный ход, который частично повторяет маршрут «Мертвой дороги». Планируется, что он поможет в любое время года добраться в труднодоступную Арктику, разгрузит Транссиб и БАМ. Новый путь пройдет через восстановленную в 70-х годах ветку Новый Уренгой – Пангоды – Надым.

При подготовке статья использовался текст Дины Колпаковой из издания «Люди Севера».

Фото: «Проспект Мира»

"