Posted 29 августа 2018,, 07:12

Published 29 августа 2018,, 07:12

Modified 29 мая 2023,, 09:40

Updated 29 мая 2023,, 09:40

«Живьем сгорали»: в 1959 году в катастрофе на станции Минино погибли десятки детей. Их имена пытаются восстановить

29 августа 2018, 07:12

Волонтеры из Хакасии пытаются восстановить имена людей, которые в 1959 году погибли в железнодорожной катастрофе на станции Минино. Журналистка Светлана Хустик пообщалась с активистами и пострадавшими в той аварии, ее статья вышла на сайте «Сибирь. Реалии».

  • Катастрофа произошла 2 июня 1959 года. Грузовой поезд практически на полной скорости въехал в хвост состава, который перевозил нефтепродукты. От столкновения вылившееся из цистерн горючее воспламенилось. Пламя перекинулось на стоящий на соседних путях пассажирский поезд Красноярск — Абакан. Известно, что два деревянных пассажирских вагона сгорели полностью. 
  • Сколько человек тогда погибло — непонятно до сих пор, по разным оценкам, от 56 до 65 человек. Среди жертв было много школьников, которые возвращались с красноярского пионерского слета в Абакан. Советские власти катастрофу замолчали, о ней стало известно гораздо позже. Всех погибших похоронили в братской могиле. Как показало расследование, виной всему стал неисправный семафор. 

Светлана Хустик в своем материале приводит другие данные о погибших — предположительно, их было около ста. Журналистка пообщалась с Анной Киреевой, которая работала проводницей третьего вагона того самого поезда Красноярск — Абакан. Пенсионерка вспоминает, что после аварии начальство потребовало никому не рассказывать о случившемся. Вот что, со слов Анны, происходило на станции сразу после столкновения:

«(...) Одиннадцатый вагон лежал на насыпи весь в огне. Кругом люди сходили с ума и разбегались по лесам. Бродили в шоке, ничего не видя вокруг, несколько дней их отлавливали поисковые группы. Когда все немного пришли в себя, начали помогать раненым. Кто-то подбежал к лежащей на земле женщине, хотел ее поднять, а она в руках рассыпалась… Живьем сгорали. В какой-то момент состав поехал вперед, его отцепили от горящих вагонов. Потом опять остановился. Мимо начали проносить раненых, на простынях и одеялах. Они кричали, плакали, стонали. Человек двадцать я точно видела, что пронесли. Заносили в первый вагон. Сказали, что на следующей станции скорая их будет встречать. И мы поехали, остались только вагоны, которые горели, — десятый, одиннадцатый и двенадцатый. Мне кажется, их было три. Обратно нас, тех, кто побывал в катастрофе, в рейс не пустили. Поехали другие. Начальство пригрозило: "Не дай бог кому-то расскажете!". Мы все молчали. Я больше по тому пути так ни разу и не проехала. А вскоре не выдержала и взяла расчет, работала много где, в том числе в больнице. После той катастрофы я долго лечилась — последствия от удара головы остались на всю жизнь».

Несколько лет назад помощник программы «Жди меня» в Красноярске Александр Щербаков находился на станции Минино по личным делам и случайно пришел к огромной братской могиле. Неподалеку стояли жестяные таблички, на которых он увидел имена погибших в той катастрофе — их устанавливали близкие жертв. Известно, что часть табличек была разворована. Александр начал заниматься этой историей и искать очевидцев:

«Настолько тщательно и скрупулезно тогда секретили трагические истории, тем более те, которые касались целой страны. Более того, здесь замешана структура, которая и сегодня не отличается особой открытостью. Но важно не дать забыть об этом. Мне кажется, необходимо установить памятник, переписать и увековечить по возможности все имена погибших, сделать место гибели памятным и знаковым. Только если мы не будем забывать о таких трагедиях, будет возможно предотвратить их в будущем».

В 2017 году на братскую могилу приехали волонтеры из Хакасии. Активисты очистили могильный холм от сорняка, чтобы он стал более заметным, и посадили на нем цветы. 

«Погибли около 100 человек. В большинстве дети. А мы даже фамилии их не знаем! На кладбище в поселке Минино, рядом с которым столкнулись поезда, лишь братская могила, заросшая бурьяном. Памятник один на всех с облупившейся краской, рассказывает  советник главы Хакасии Михаил Афанасьев.   И я решил заняться этим делом. Больше всего меня потрясло то, что официальной информации о катастрофе до сих пор нет никакой. Ни в РЖД, ни в ФСБ. В газетах тех лет тоже ни строчки. Главная краевая газета "Красноярский рабочий" на следующий день после крушения вышла с заметкой о том, как хорошо пионеры отдохнули на слете. О том, что часть детей не вернулись домой живыми, ни слова. Там не только ребятишки ехали, но и красноярские дачники. Местные жители рассказывали еще, что их всех после столкновения заставляли сидеть дома, чтобы они никак не общались с проезжающими, чтобы, не дай бог какими-то знаками не показали, что здесь была катастрофа».

Фото: «Сибирь. Реалии»/Михаил Афанасьев, проводница Анна Киреева и Михаил Афанасьев

Сейчас волонтеры пытаются восстановить фамилии всех погибших и установить на братской могиле новый монумент. Активисты изучают различные архивы и ищут документы. Они просят откликнуться всех, кто знает что-либо об этой трагедии. Прочитать полный материал можно здесь

«Проспект Мира» подготовил материал «Самые страшные катастрофы в Красноярском крае, о которых молчали власти», в котором в том числе рассказал и об этой аварии. 

"