Уведомления
Уведомления
22 4 м/с

«Живьем сгорали»: в 1959 году в катастрофе на станции Минино погибли десятки детей. Их имена пытаются восстановить

Нарина Георгян
2562

Волонтеры из Хакасии пытаются восстановить имена людей, которые в 1959 году погибли в железнодорожной катастрофе на станции Минино. Журналистка Светлана Хустик пообщалась с активистами и пострадавшими в той аварии, ее статья вышла на сайте «Сибирь. Реалии».

  • Катастрофа произошла 2 июня 1959 года. Грузовой поезд практически на полной скорости въехал в хвост состава, который перевозил нефтепродукты. От столкновения вылившееся из цистерн горючее воспламенилось. Пламя перекинулось на стоящий на соседних путях пассажирский поезд Красноярск — Абакан. Известно, что два деревянных пассажирских вагона сгорели полностью. 
  • Сколько человек тогда погибло — непонятно до сих пор, по разным оценкам, от 56 до 65 человек. Среди жертв было много школьников, которые возвращались с красноярского пионерского слета в Абакан. Советские власти катастрофу замолчали, о ней стало известно гораздо позже. Всех погибших похоронили в братской могиле. Как показало расследование, виной всему стал неисправный семафор. 

Светлана Хустик в своем материале приводит другие данные о погибших — предположительно, их было около ста. Журналистка пообщалась с Анной Киреевой, которая работала проводницей третьего вагона того самого поезда Красноярск — Абакан. Пенсионерка вспоминает, что после аварии начальство потребовало никому не рассказывать о случившемся. Вот что, со слов Анны, происходило на станции сразу после столкновения:

«(...) Одиннадцатый вагон лежал на насыпи весь в огне. Кругом люди сходили с ума и разбегались по лесам. Бродили в шоке, ничего не видя вокруг, несколько дней их отлавливали поисковые группы. Когда все немного пришли в себя, начали помогать раненым. Кто-то подбежал к лежащей на земле женщине, хотел ее поднять, а она в руках рассыпалась… Живьем сгорали. В какой-то момент состав поехал вперед, его отцепили от горящих вагонов. Потом опять остановился. Мимо начали проносить раненых, на простынях и одеялах. Они кричали, плакали, стонали. Человек двадцать я точно видела, что пронесли. Заносили в первый вагон. Сказали, что на следующей станции скорая их будет встречать. И мы поехали, остались только вагоны, которые горели, — десятый, одиннадцатый и двенадцатый. Мне кажется, их было три. Обратно нас, тех, кто побывал в катастрофе, в рейс не пустили. Поехали другие. Начальство пригрозило: "Не дай бог кому-то расскажете!". Мы все молчали. Я больше по тому пути так ни разу и не проехала. А вскоре не выдержала и взяла расчет, работала много где, в том числе в больнице. После той катастрофы я долго лечилась — последствия от удара головы остались на всю жизнь».

Несколько лет назад помощник программы «Жди меня» в Красноярске Александр Щербаков находился на станции Минино по личным делам и случайно пришел к огромной братской могиле. Неподалеку стояли жестяные таблички, на которых он увидел имена погибших в той катастрофе — их устанавливали близкие жертв. Известно, что часть табличек была разворована. Александр начал заниматься этой историей и искать очевидцев:

«Настолько тщательно и скрупулезно тогда секретили трагические истории, тем более те, которые касались целой страны. Более того, здесь замешана структура, которая и сегодня не отличается особой открытостью. Но важно не дать забыть об этом. Мне кажется, необходимо установить памятник, переписать и увековечить по возможности все имена погибших, сделать место гибели памятным и знаковым. Только если мы не будем забывать о таких трагедиях, будет возможно предотвратить их в будущем».

В 2017 году на братскую могилу приехали волонтеры из Хакасии. Активисты очистили могильный холм от сорняка, чтобы он стал более заметным, и посадили на нем цветы. 

«Погибли около 100 человек. В большинстве дети. А мы даже фамилии их не знаем! На кладбище в поселке Минино, рядом с которым столкнулись поезда, лишь братская могила, заросшая бурьяном. Памятник один на всех с облупившейся краской, рассказывает  советник главы Хакасии Михаил Афанасьев.   И я решил заняться этим делом. Больше всего меня потрясло то, что официальной информации о катастрофе до сих пор нет никакой. Ни в РЖД, ни в ФСБ. В газетах тех лет тоже ни строчки. Главная краевая газета "Красноярский рабочий" на следующий день после крушения вышла с заметкой о том, как хорошо пионеры отдохнули на слете. О том, что часть детей не вернулись домой живыми, ни слова. Там не только ребятишки ехали, но и красноярские дачники. Местные жители рассказывали еще, что их всех после столкновения заставляли сидеть дома, чтобы они никак не общались с проезжающими, чтобы, не дай бог какими-то знаками не показали, что здесь была катастрофа».

Фото: «Сибирь. Реалии»/Михаил Афанасьев, проводница Анна Киреева и Михаил Афанасьев

Сейчас волонтеры пытаются восстановить фамилии всех погибших и установить на братской могиле новый монумент. Активисты изучают различные архивы и ищут документы. Они просят откликнуться всех, кто знает что-либо об этой трагедии. Прочитать полный материал можно здесь

«Проспект Мира» подготовил материал «Самые страшные катастрофы в Красноярском крае, о которых молчали власти», в котором в том числе рассказал и об этой аварии. 

А вы уже читаете «Проспект Мира» в Яндекс.Дзене?

День города
День города
Красноярское море в районе Даурского
Вечерний Красноярск
Памятник командору Резанову
Прогулка до манской горы
Недалеко от ГЭС
Памятник «Белая лошадь»
5,7
миллиардов рублей задолжали за услуги ЖКХ жители Красноярского края 28 августа
Пасмурный день на набережной
Над Красноярском
Назад в 90-е: как 5-й избирательный округ Красноярска превратился в зону боевых действий
До выборов в горсовет Красноярска осталось две недели, но избирательная кампания проходит на удивление тихо. Почти одинаковые плакаты, тихие встречи с избирателями — и всё. Федеральные эксперты еще месяц назад говорили: региональные власти взяли курс на снижение явки. Впрочем, спокойная ситуация не во всем городе — так, в 5-м избирательном округе (Кировский и Свердловский районы) развернулись настоящие баталии.
  • Редакция «ПМ»
Сибирский Технологический Университет
Спецпроект по преображению «Время перемен». Часть 4: больше ярких красок
Наш спецпроект по преображению приближается к финалу, а это означает еще больше ярких перемен, подчеркивающих теплое обаяние нашей героини Анны. Ранее она посетила стоматолога, косметолога и школу танца, а теперь готова к броскому преображению в салоне красоты. Мы передали ее в руки мастеров студии «МЯТА».
  • Анна Хорошева
Торгашинский хребет
Дизайнер, кулинар, танцор или бухгалтер: куда пойти учиться взрослым красноярцам?
Пока школьники пакуют в рюкзаки свежие тетради и недоумевают — ну сколько это может продолжаться — мы, люди умудрённые, знаем: может всю жизнь. Учиться можно и нужно до бесконечности — иначе как ещё не оказаться на обочине жизни? Сегодня мы расскажем, куда пойти учиться, чтобы впустить в свою жизнь как можно больше знаний и удивительных перемен.
  • Анна Хорошева
Наши проекты
Читай нас там, где удобно
Закрыть
Наверх