Posted 21 ноября 2016,, 11:31

Published 21 ноября 2016,, 11:31

Modified 29 мая 2023,, 09:21

Updated 29 мая 2023,, 09:21

11 вещей, которые поразили москвичку в Норильске

21 ноября 2016, 11:31
Московский литературный критик и поэт Евгения Коробкова побывала в Норильске — в рамках литературной части северного этнического фестиваля «Большой Аргиш». На своей странице в Facebook она написала несколько восторженных постов о заполярном городе — «Проспект Мира» публикует выдержки из ее записей.
Что меня поразило в Норильске:


1. Здесь не посыпают снег реагентами! И он вообще не скользит.

2. Фасады зданий выкрашены в разные цвета, чтобы было веселее.

3. Это самый зеленый изнутри город. Из-за мерзлоты здесь не растут деревья. Зато все окна — в зелени, а в квартирах растений больше, чем в ботаническом саду.

4. От холода фасады домов и заборы покрываются белым пухом. Школьники по дороге домой рисуют варежками по этому пуху синусоиды.

Фото: Flickr

5. Вместо обычного мяса здесь едят оленье мясо. А гематоген в аптеках — из оленьей крови.

6. На первых этажах домов обязательно расположены магазины, чтобы люди могли греться. В каждом магазине стоит телефон с одной кнопкой для вызова такси. Цена поездки — сто рублей.

7. Люди любят свой город. И очень хотят, чтобы приезжие его оценили. В гостинице на ресепшн всякий раз приходилось ссориться с администраторами из-за такси. 
— А куда вам такси? В библиотеку? Да зачем ехать? Вы за десять минут пешком дойдете. Город посмотрите, — убеждает администратор.
— В минус тридцать?
— Ну да, я и говорю — тепло, можно пешком дойти.

8. Здесь есть понятие «черная пурга», когда заметает так, что в глазах темно. Но на самом деле пурга, конечно, белого цвета.

9. Это город, где очень ответственно относятся к слову. В музее на пожарном кране висит табличка: «ответственная за пожарный кран Негорелова С. Н.». Уверена, что в Москве, например, ответственной за пожарный кран назначили бы Елену Погорелую и не поняли бы даже, что это неправильно.

10. Здесь расположена самая северная в мире мечеть.

11. А на улицах очень мало людей! Нет толп и столичных толкучек. Красота.

Фото: Слава Степанов


Впрочем, в музее не только к слову относятся ответственно, но и к самой культуре, уверяет москвичка.

«Я бродила по музею и спрашивала себя, зачем я в Москве хожу по выставкам и музеям. Поняла, что в основном от скуки и пресыщенности. А норильчане ходят, чтобы жить. Потому что интересно. Потому что ради новой экспозиции они готовы тащиться через черную пургу.

Мне давно моя коллега-театровед рассказывала, что лучшая постановка Шекспира была сделана на корабле, где закончилась вся еда и был бы бунт, если бы капитан не предложил начать репетиции. Шекспир отвлек матросов от голодных мыслей и спас от голода.

Норильск — это еще одно место, где искусство наяву показывает свою силу. Может быть, все новые выставки, премьеры фильмов, театральные постановки показывать сначала не в Москве, а в Норильске? Там, где живут настоящие и благодарные ценители».

Фото: Сооler_D

А чтобы из жителей более мягких климатических зон тоже получались ценители, Коробкова предлагает развивать туризм в Норильске: «Это будут туры для депрессивных, туры для малодушных, туры для разочаровавшихся в жизни. И — непременно — туры для чиновников, которые так много и часто говорят о патриотизме. Не к морю, где тепло, а в Норильск, где через час, проведенный на улице, ты замерзнешь насмерть.

Проведите отпуск здесь, в условиях полярной ночи, когда солнце вообще не появляется на горизонте. Сюда, где природные условия почти как на Марсе, а в картинной галерее, в музее, в библиотеке и в театрах — новые выставки, новые постановки, новые книги.

Вот здесь начинаешь уважать людей, здесь становится стыдно за свое малодушие, за тухляк, за разочарование. Постоянная близость смерти заставляет радоваться каждому шагу, радоваться возвращению домой, горячей воде, холодной воде, интересной книжке, гостю, добравшемуся к тебе, несмотря на пургу. А люди, не растерявшие интереса к жизни: женщины, переодевающиеся на работе из ватных штанов в платья и колготки; дети, идущие в школу при минус тридцати, — заставляют по-другому взглянуть на себя.

У экскурсовода в автобусе спросили, какой день был самый радостный в ее жизни. Экскурсовод сказала, что это был день, когда из крана тоненькой струйкой пошла холодная вода. Двадцать лет назад в ее доме замерзли трубы. Не было ни горячей, ни холодной воды. Батареи остыли. Греться ходили к соседям.

«Но эту радость, когда из крана тонкой струйкой пошла вода, я не забуду», — ответила она.

На улице минус тридцать. В Норильск на фестиваль «Литературный Аргиш» приехали поэты и писатели. Несмотря на будний день, руководство завода отпустило сотрудников с работы пораньше. Никто не разошелся по домам. Люди целыми семьями поперлись по холоду в библиотеку. Слушали, задавали вопросы. Благодарили нас, приехавших. Хотя, конечно, это нам, приехавшим, нужно было благодарить их».

Фото: Дела

"