Что такое плохо: 5 неудобных вопросов производителю красноярских остановок и оградок

Александр Ибрагимов
1443

В Красноярске под конец осени вновь всплыла тема пресловутых оградок, которые и без того обсуждали почти весь строительный сезон. На этот раз красноярцев смутили новые заборы (а заодно и остановки) на улице Карла Маркса, причем кто конкретно их произвел, неизвестно. Изначально всё указывало на фирму «Вариант-999», известную своими металлическими изделиями, однако и сама компания, и подрядчик уже заявили, что к заборам на Маркса она отношения не имеет. «Проспект Мира» рассказывает, что известно об очередных скандальных нововведениях в центре города.

Что произошло?

В 20-х числах октября на Маркса в рамках капремонта и благоустройства появились металлические ограждения и автобусные остановки. Красноярцы оценили их по-своему, сравнив в соцсетях ограждения с могильными оградками, а дизайн остановок с «колхозным». Помимо эстетических, были у горожан претензии и качеству сборки конструкций.


Работы на Маркса проводит красноярская компания «Промстрой», выигравшая соответствующий аукцион в июне; их стоимость составила 151,6 миллиона рублей. В аукционной документации среди прочего говорилось об установке 14 остановочных павильонов модели А3 компании «Вариант-999». 

А вот об ограждениях там, как выяснили журналисты, изначально речи не было. Однако 31 октября «задним числом» заказчик (управление дорог, инфраструктуры и благоустройства) заключил дополнительное соглашение с «Промстроем». Общая смета в итоге выросла до 166,8 млн рублей, а в документах заодно появился подпункт об установке на улице 1,6 километра пешеходных заборов (832 секции ограждений и 833 столбика).

В обновленной смете был указан тип ограждения, который нужно было поставить, — «ромб» (наверное, самый известный тип пешеходных заборов в Красноярске), а также его производитель —  тот же «Вариант-999». Однако на деле на Маркса появились ограждения совсем другого типа — «крест» (те самые «могильные» оградки).


Что за «Вариант-999»?

Компания «Вариант-999» работает в Красноярске еще с 1990-х. Ее история связана с красноярским оборонным заводом «Красмаш»: единственный собственник «Варианта» сейчас — выходец с этого предприятия Сергей Синников, который в свое время также был акционером завода «Бирюса» (появившегося на базе «Красмаша»). Также «Вариант-999» арендует у «Красмаша» площади для части своих цехов; основные площадки предприятия при этом находятся на улице Монтажников.

На территории «Красмаша» предприятие производит нестандартное оборудование. На основной площадке — холодильники, мебель (в том числе школьную), а также различные металлические уличные конструкции: остановочные павильоны, лавочки, пешеходные ограждения, урны, шумозащитные экраны, «турники в каждый двор» и многое другое. Большинство подобных конструкций, установленных в Красноярске, судя по сайту компании, сконструированы «Вариантом-999». Среди прочего компания участвовала в разработке олимпийского факела Сочи-2014, а также изготовила скульптуру гвоздик для сквера Победителей с георгиевской лентой (которую позже демонтировали).

В целом компания, как рассказал «ПМ» её директор Павел Сторожук, поставляет свою продукцию «по всей стране» — от Хабаровска до Подмосковья. Всего с 2011 года, по данным сайта «Госзатраты», «Вариант-999» выиграл тендеров на сумму более 6,5 миллиарда рублей. Крупнейшими заказчиками стали РЖД, Минпром РФ, Минобороны, Сбербанк, «Красмаш» и другие.

Активно «Вариант-999» сотрудничает и с городом, говорит Сторожук. Например, в 2013 году мэрия решила привести к единому виду остановки в Красноярске, потратив 50 млн рублей на установку 27 остановочных павильонов. Чтобы выбрать тип остановок, на сайте мэрии устроили голосование — большинство вариантов тогда составляли остановки «Варианта-999». Остановки модели А6 компании в итоге и установили на улицах города.

С 2014 года «Вариант-999» заключил с мэрией контрактов на установку пешеходных заборов и остановок как минимум на 27 млн рублей, а год назад — выиграл контракт на 7,9 млн на ремонт пешеходных ограждений.

В этом году в Новосибирске красноярская компания установила оградки типа «крест», очень похожие на те, что появились на Карла Маркса в Красноярске. Работы обошлись в 6,1 млн рублей.

«Крестовые» ограждения на заводе «Вариант-999»

То есть остановки и оградки на Маркса — это «Вариант-999»?

Судя по всему, нет. Директор подрядной организации «Промстрой» Декард Ханагян уже сказал журналистам, что «не помнит», кто изготавливал пешеходные ограждения, но это был не «Вариант-999». 

Директор «Варианта-999» Павел Сторожук и его заместитель по маркетингу Игорь Деревянных пояснили «ПМ», что они не имеют отношения к допсоглашению, заключенному 31 октября. «Как появилось соглашение, мы не знаем. К нам с вопросом поставить ограждения из УДИБа никто не обращался», — говорит Деревянных.

По словам Сторожука, их компания продала подрядчику лишь три павильона модели А3, которые установили на остановках «Органный зал», «Луч» и «Перенсона». Дизайн остановок А3 — авторский, компания выпускает их уже «лет шесть-семь», уточнил Игорь Деревянных.

Непосредственно их установкой на Маркса занимался сам «Промстрой», причем «Вариант-999» предлагал услуги по установке, но подрядчик отказался, говорит Сторожук. «Когда рабочие начали их собирать, то у них ничего не получалось, — описывает он. — Они позвонили нам, попросили помочь. Мы выслали своего специалиста, он приехал, а там среди рабочих ни одного русскоговорящего. И как тут объяснять? В итоге нашелся один бригадир, который худо-бедно говорил».

По словам директора «Варианта-999», когда он увидел результаты сборки, то сильно удивился. «Звоню сразу в департамент горхозяйства, говорю: «Что же ваши подрядчики творят?» Там тоже удивляются: «Это не вы устанавливали?» Нет, говорю, повлияйте там на них как-нибудь. Мне сказали, что такую работу у них не примут».

Игорь Деревянных добавляет: чьи остановки установили на участке от Вейнбаума до филармонии, ему неясно — «они вообще непонятно где сварены». При этом, по его словам, на Маркса в итоге смонтированы шесть павильонов, а не 14, как говорилось в сметной документации.


Это остановки, а что с оградками?

«Где «Промстрой» взял свои ограждения, для нас секрет», — сказал «ПМ» Игорь Деревянных. Он пояснил, что дизайн модели «крест» в свое время придумала нижегородская компания «ПИК». Это типовое ограждение, которое сейчас ставится во многих городах.

Сторожук подтверждает, что «Вариант-999» установил такие ограждения в Новосибирске. «Но те ограждения — цинкованные, — говорит  он. — У нас в городе никто не закладывает долговечность, и ограждения, включая те, что на Маркса, просто устанавливаются с порошковым покрытием».

Пешеходные заборы в Новосибирске красноярская компания установила по программе «Повышение безопасности дорожного движения», поясняет Деревянных: «Это общероссийская программа, и процентов 90 тендеров в стране по ней выигрывает «ПИК» из Нижнего Новгорода. В Красноярске, например, на Мичурина и Свердловской стоят их ограждения».

«Почему на Маркса вместо конструкции «ромб» [указанной в смете] в итоге вдруг появился «крест», для нас тоже тайна», — добавляет он. По его словам, год от года предпочтения УДИБа насчет дизайна оградок могут меняться: «Например, весь прошлый год они предпочитали тип «виола», весь Академогородок в ней. Нынче вот появился «крест».

При этом, как считает Павел Сторожук, ромб «был и остается» самым популярным типом ограждения. «Мы его разработали лет восемь назад, — вспоминает руководитель «Варианта». — Его в городе, помимо нас, производит еще несколько компаний: «Промрезерв», «ПИК» и другие, в том числе и гаражные. Наши ромбы от прочих можно узнать по перфорации с часовней».

А как всё же название компании оказалось в смете аукциона?

Как рассказала «ПМ» пресс-секретарь департамента горхозяйства Светлана Трушкова, в смете был указан тип ограждений, на который подрядчику стоит ориентироваться: «Это не значит, что компании нужно было покупать именно ограждения фирмы «Вариант-999».

Однако почему на Карла Маркса в результате установили совсем другой тип оградок, в департаменте пояснить не смогли. «В УДИБ сейчас идет внутренняя проверка, юристы уточняют, имел ли подрядчик право установить другой тип ограждений», — сказала  Светлана Трушкова.

Как добавляет Игорь Деревянных, когда проектировщики работают над объектом, то они закладывают в проект примерный вид изделия, который они хотели бы видеть, и фирму-производителя. «Допустим, строится детский сад или школа, и среди прочего нужны ограждения и мебель. Проектировщики смотрят, какие производители есть на рынке, их продукцию, выбирают те, которые устраивают по дизайну, цене, и рекомендуют их. В документации прописывается, где это можно посмотреть: парта — фирма «Росинвест», например, шкаф сушильный — фирма такая-то, и так далее».

В той же обновленной смете капремонта улицы Маркса действительно помимо «Варинта-999» упоминаются и другие компании. Например, «Красдорзнак», который производит дорожные знаки, и «Айтехникс» (светофоры).

В пресс-службе управления Федеральной антимонопольной службы по краю «ПМ» сказали, что без изучения аукционной документации сложно сказать, было ли нарушение при закупках, и с каждым случаем нужно знакомиться отдельно.

А вот прокуратура уже проводит свою проверку, подтвердили «ПМ» в пресс-службе ведомства: уточняется, как было заключено дополнительное соглашение города с подрядчиком, как оградки появились на улице Маркса и кто был их поставщиком.

Система Orphus

Читайте также

Новые материалы

Читаемые материалы

Мы в соцмедиа
Наши проекты
Читай нас там, где удобно
Закрыть
Наверх