Posted 12 октября 2015,, 12:26

Published 12 октября 2015,, 12:26

Modified 29 мая 2023,, 09:28

Updated 29 мая 2023,, 09:28

Битвы в красноярском Горсовете: все против всех

12 октября 2015, 12:26

Отставка спикера, «строительное лобби», угроза роспуска — скандалы в Городском совете Красноярска стали делом настолько обыденным, что причины нестабильности от сторонних наблюдателей часто ускользают. «Проспект Мира» изучил группы влияния и центры силы, разрывающие многострадальный представительный орган на части.

фото - СибИнфо

Накрененная вертикаль

Несмотря на то, что два года назад «Единая Россия» проиграла битву по одномандатным округам, «контрольный пакет» в Горсовете исполнительная власть региона все-таки сохранила. И не только благодаря труженикам бюджетной сферы вроде директоров школ (Марина Малышева или — до недавнего времени — нынешний председатель ГС Татьяна Казанова), спортивных функционеров (Елена Курамшина) или заслуженных партучителей (Наталия Фирюлина). «Партии могут выступать младшими партнерами ЕР, — отмечает красноярский политолог Сергей Комарицын. — К тому же, депутаты в нынешнем Горсовете часто представлены в личном качестве, а не по партийной принадлежности». В общем, если сильно надо, то сторонников у «партии власти» де факто оказывается куда больше, чем де юре.

фото - Redom

Распались мимо фракций

Верно и обратное. Когда единорос Валерий Ревкуц не соглашался принести себя в жертву и сложить полномочия председателя горсовета — сопартийцы голосовали за принудительную отставку весьма разрозненно. Правда, в итоге он вышел даже из родной фракции. А Виталий Дроздов, например, хоть и вхож в руководящие органы ЕР регионального уровня, активно голосовал против отмены прямых выборов мэра. Фракции в нынешнем горсовете вообще явление неустойчивое. Например, «Гражданская платформа»: депутат Константин Сенченко разуверился в проекте Михаила Прохорова и покинул пост председателя реготделения, Александр Глисков запрыгнул на «платформу» с перрона ЛДПР, а самый ровный и стабильный «гражданин» — политтехнолог Сергей Толмачев — во время избирательной компании, по старой памяти, работал на «Единую Россию». Это еще что: из «Патриотов России» выходили почти оптом. Единственная фракция, которая не пострадала от этих пертурбаций — КПРФ. Видимо, оттого, что в ней всего один член (он же руководитель) — Владимир Пястолов. «Характерная особенность нынешнего Горсовета — в нём нет монолитных, устойчивых альянсов, — считает красноярский политолог Александр Чернявский. — Основную роль играют ситуативные союзы».

Феодальная раздробленность

Одним из таких союзов является так называемое «строительное лобби» — явление, на проверку, полумифическое. Чаще всего к нему относят крупных бизнесменов-застройщиков: Владимира Егорова, Александра Коропачинского, Разима Абасова. Реже — президента Союза строителей края Владимира Чащина и Александра Глискова. Последнего — за конфронтацию с Ревкуцем. «В силу своего аппаратного влияния и искушенности в механизмах работы Горсовета (с которой в нынешнем составе мало кто сравнится), Глискова можно считать самостоятельной политической фигурой, — убежден Чернявский. — Он выступает в складывающихся альянсах как оператор». Впрочем, и само «строительное лобби» — явление далеко не цельное. «Когда речь идет об общекорпоративных интересах, они довольно быстро объединяются, — поясняет Комарицын. — В остальном у них довольно серьезные противоречия между собой, которые они выплескивают в обсуждениях на комиссиях».

фото — Дела.ру

Средний и малый «патриотизм»

Похожая ситуация и с «Патриотами России». Прошедшая победным шествием в Горсовет — по головам поверженных на один голос единороссов — самая многочисленная фракция довольно скоро уменьшилась: из неё по разным причинам вышли Аркадий Волков и Геннадий Торгунаков. Впрочем, «патриоты» продолжают сопротивляться навязчивой воле исполнительной власти: например, Иван Серберяков и Татьяна Рыкунова недавно лихо выступили против единоросса Татьяны Казановой в качестве спикера совета — но тщетно. «Патриоты» — это скорее про политический центр влияния, — добавляет Александр Чернявский. — У них есть духовный лидер, Анатолий Петрович Быков, а в остальном это большое количество бизнесменов средней и малой руки, у каждого из которых своих интересы». Действительно: Владимир Владимиров — ресторанный бизнес, Николай Шевчук — стоматологический, Владимир Кондрашев — охранные услуги, Вячеслав Гордеев — агробизнес. Тут не очень понятно, на основании чего объединяться хоть бы и ситуативно. «Это наспех сколоченная партия, где люди не объединены общей партийной идеологией, — характеризует «Патриотов» Сергей Комарицын. — Так часто бывает с проектами Быкова: очень успешно на старте, а затем — разброд и шатание».

фото - Дела.ру

Не совсем распустились

Несмотря на постоянные скандалы в Горсовете, дружбу против и вражду за, функционированию этого потерявшего всякие идеологические приличия представительного органа вряд ли что-то угрожает. Самый травмоопасный вопрос — отмена прямых выборов мэра — который депутаты не могли согласовать и из-за которого городскому парламенту прочили роспуск, перестает быть таким уж важным. «Ситуация в стране поменялась, — отмечает Комарицын. — Например, народный хурал в Бурятии выборы вернул. В Иркутской области губернатор, высказывавшийся за отмену всенародных выборов, проиграл. Общий контекст меняется, уже и губернатор края Виктор Толоконский высказывается в том духе, что если прямые выборы поддержит население, то вопрос еще будет рассматриваться. Кого надо — уже переназначили, конъюнктурные задачи решены, актуальность вопроса ушла. Поэтому грядущая сессия Горсовета, на мой взгляд, пройдет довольно спокойно».

фото — Городские новости

"