Posted 10 декабря 2015,, 10:48

Published 10 декабря 2015,, 10:48

Modified 29 мая 2023,, 09:25

Updated 29 мая 2023,, 09:25

13 лучших фильмов о прессе

10 декабря 2015, 10:48

В честь Дня печати мы решили вспомнить лучшие фильмы про печатную прессу и ее работников, как хороших, так и не очень.

Власть прессы

Голливуд интересовался журналистикой еще на самом раннем этапе становления кино — эта немая картина будущего классика золотой эры Голливуда Фрэнка Капры рассказывает об амбициозном молодом журналисте, который берется распутать преступление, в совершении которого подозревается его девушка.

Фото: Кинопоиск


Его девушка Пятница

Смекалистый журналист, отстреливающийся остроумными репликами с пулеметной скоростью, был одним из любимых героев американского кино 30-х и 40-х годов — фильмов с таким главным героем было снято очень и очень немало. «Его девушка Пятница» — один из самых известных журналистских фильмов этого периода, вторая (из четырех!) экранизаций бродвейской скорострельной комедии о прожженных редакторе и журналистке, которым надо за один день не только спасти свой когда-то развалившийся брак, но и доказать невиновность ошибочно приговоренного к смерти человека.


Рождество в Коннектикуте

Журналистика — это не только самые свежие новости с передовых политической и общественной жизни, это еще и многочисленные колонки, например, об образе жизни и приготовлении пищи. Героиня этой упоительной рождественской комедии образца 1945 года (ремейком которой для телевидения почти 50 лет спустя дебютировал в режиссуре Арнольд Шварценеггер) — как раз такая колумнистка, которая дает советы по приготовлению интересных блюд от лица положительной семейной фермерши с детьми, хотя сама живет в съемной однушке в Нью-Йорке, а все рецепты берет у доброго хозяина соседнего ресторанчика. Когда же издатель журнала решает устроить ей рождественскую встречу с героем войны прямо на ее воображаемой семейной ферме в Коннектикуте, героине придется попотеть, чтобы смоделировать свою придуманную жизнь идеальной хозяйки при помощи коллег и друзей.


Туз в рукаве

Американский классик Билли Уайлдер, постановщик фильмов «В джазе только девушки» и «Бульвар Сансет», в этом циничном триллере с молодым Кирком Дугласом на почти полвека раньше предугадал наступление эпохи реалити-шоу. Циничный журналист-неудачник, готовый на всё ради успешного материала, случайно оказывается свидетелем несчастного случая, в котором человек оказывается придавлен камнем в пещере — и немедленно превращает процесс его спасения в дикий медиа-цирк. В 1952 году фильм показался зрителям чересчур циничным, но со временем статус фильма только укреплялся, поскольку становилось всё очевиднее, что вектор развития журналистики был предсказан болезненно точно.

Фото: Кинопоиск


Сладкий аромат успеха

Еще один фильм из 50-х, когда романтичный ореол вокруг фигуры журналиста заметно поблек и поистаскался — эта драма об амбициях с Бертом Ланкастером и Тони Кертисом рисовала востребованного колумниста в роли вершителя судеб, человека, росчерку пера которого были подвластны чужие жизни — и как подобная власть туманила рассудок.

Фото: Кинопоиск


Сладкая жизнь

Классической картине Федерико Феллини с молодым Марчелло Мастрояни мы обязаны словечком «папарацци» — фамилия второстепенного героя-фотографа, охочего до скандальных кадров, превратилась в имя нарицательное. Главный герой фильма, впрочем, не он, а журналист Марчелло, автор скандальной хроники, который плывет сквозь вечную римскую тусовку богатых и знаменитых, но не находит в ней ничего для себя.


Дайте жалобную книгу

Любопытная комедия покойного Эльдара Рязанова о том, как журналисты помогают перековать негодный ресторан «Одуванчик» в образцовое кафе, может похвастаться приличной концентрацией текущих и будущих звезд советского кино (это, скажем, редкий фильм, где задействованы все актеры знаменитой троицы Вицин — Никулин — Моргунов, но вне их самых известных типажей), а также занятной интонацией — это, с одной стороны, фельетон, рассказывающий о борьбе хорошего с неправильным, а с другой — выполненный с привычным рязановским вниманием к мелким черточкам и деталям живого человеческого поведения.


Журналист

Глубокая производственная драма режиссера Сергея Герасимова получила главный приз на Московском кинофестивале 1967 года. В ней журналист отправляется в командировку в провинциальный уральский городок, чтобы разобраться с поступившим сигналом, и сталкивается с разными сложными вопросами: о правде, долге, счастье и многом другом. Герасимов в «Журналисте» проворачивал ловкий маневр: формально вписывая свою историю в русло производственного соцреалистического кино о положительных и принципиальных советских гражданах, он всё время подчеркивал визуальными и прочими способами некоторую утомительную двойственность их положения, человеческую невозможность жить в строго заданном сверху понятном русле.


Первая страница

И снова Билли Уайлдер с несколько циничным взглядом на профессию журналиста — в этом ремейке картины 30-х годов Джек Леммон и Уолтер Маттау играют дуэт из прожженных репортера и редактора, в котором первый пытается уйти из газеты, а второй пытается его задержать скандальным заданием. Бодрая комедия Уайлдера в большой степени привет тем самым фильмам про говорливых репортеров 30-х и 40-х, но в то же время степень горечи и цинизма, что просачиваются тут в бодрую комедию, больше соответствует разочарованным 70-м.


Вся президентская рать

Один из тех фильмов, что чаще всего упоминают в качестве источника вдохновения желания пойти в репортеры, «Вся президентская рать» была снята в 1976 году, по горячим следам реального уотергейтского скандала, который стоил должности президенту США Ричарду Никсону. Историю со скандалом раскрутили два репортера газеты Washington Post, и «Вся президентская рать» в первую очередь работает этаким процедурным фильмом, в котором работа репортера изображается безо всякого романтического ореола. Главное в этой работе, как становится очевидно из фильма, — это копать, копать, копать и еще раз копать.


Газета

История одних суток из жизни вымышленного печатного издания средней руки, «Газета» вышла в первой половине 90-х: традиционные печатные издания тогда еще не пошли косяком на выход в связи с продвижением интернета, но уже переживали не самые лучшие времена.


Почти знаменит

Еще один романтичный взгляд на профессию репортера, история о том, как 15-летний юноша поехал в турне со своей любимой группой, чтобы написать о них репортаж для журнала Rolling Stone, была основана на собственном опыте режиссера и сценариста фильма Кэмерона Кроу: в начале 70-х он стал самым молодым журналистом Rolling Stone. Его фильм оказался романом взросления обо всём на свете: любви, дружбе, честности и о работе журналиста тоже. По Кроу выходило, что работа эта не то чтобы подарок, но, когда получается делать ее правильно, ничего на свете лучше нет.

"