13 лучших фильмов о прессе

Сергей Мезенов
2015

В честь Дня печати мы решили вспомнить лучшие фильмы про печатную прессу и ее работников, как хороших, так и не очень.

Власть прессы

Голливуд интересовался журналистикой еще на самом раннем этапе становления кино — эта немая картина будущего классика золотой эры Голливуда Фрэнка Капры рассказывает об амбициозном молодом журналисте, который берется распутать преступление, в совершении которого подозревается его девушка.

Фото: Кинопоиск


Его девушка Пятница

Смекалистый журналист, отстреливающийся остроумными репликами с пулеметной скоростью, был одним из любимых героев американского кино 30-х и 40-х годов — фильмов с таким главным героем было снято очень и очень немало. «Его девушка Пятница» — один из самых известных журналистских фильмов этого периода, вторая (из четырех!) экранизаций бродвейской скорострельной комедии о прожженных редакторе и журналистке, которым надо за один день не только спасти свой когда-то развалившийся брак, но и доказать невиновность ошибочно приговоренного к смерти человека.


Гражданин Кейн

Регулярно всплывающий во всевозможных киноведческих списках в качестве лучшего фильма всех времен и народов, режиссерский дебют голливудской легенды Орсона Уэллса был посвящен жизни и работе магната-издателя, при котором журналистика делает отчетливый разворот в сторону скандальной хроники. Как видите, и больше 70 лет назад такие материи весьма волновали общество.


Рождество в Коннектикуте

Журналистика — это не только самые свежие новости с передовых политической и общественной жизни, это еще и многочисленные колонки, например, об образе жизни и приготовлении пищи. Героиня этой упоительной рождественской комедии образца 1945 года (ремейком которой для телевидения почти 50 лет спустя дебютировал в режиссуре Арнольд Шварценеггер) — как раз такая колумнистка, которая дает советы по приготовлению интересных блюд от лица положительной семейной фермерши с детьми, хотя сама живет в съемной однушке в Нью-Йорке, а все рецепты берет у доброго хозяина соседнего ресторанчика. Когда же издатель журнала решает устроить ей рождественскую встречу с героем войны прямо на ее воображаемой семейной ферме в Коннектикуте, героине придется попотеть, чтобы смоделировать свою придуманную жизнь идеальной хозяйки при помощи коллег и друзей.


Туз в рукаве

Американский классик Билли Уайлдер, постановщик фильмов «В джазе только девушки» и «Бульвар Сансет», в этом циничном триллере с молодым Кирком Дугласом на почти полвека раньше предугадал наступление эпохи реалити-шоу. Циничный журналист-неудачник, готовый на всё ради успешного материала, случайно оказывается свидетелем несчастного случая, в котором человек оказывается придавлен камнем в пещере — и немедленно превращает процесс его спасения в дикий медиа-цирк. В 1952 году фильм показался зрителям чересчур циничным, но со временем статус фильма только укреплялся, поскольку становилось всё очевиднее, что вектор развития журналистики был предсказан болезненно точно.

Фото: Кинопоиск


Сладкий аромат успеха

Еще один фильм из 50-х, когда романтичный ореол вокруг фигуры журналиста заметно поблек и поистаскался — эта драма об амбициях с Бертом Ланкастером и Тони Кертисом рисовала востребованного колумниста в роли вершителя судеб, человека, росчерку пера которого были подвластны чужие жизни — и как подобная власть туманила рассудок.

Фото: Кинопоиск


Сладкая жизнь

Классической картине Федерико Феллини с молодым Марчелло Мастрояни мы обязаны словечком «папарацци» — фамилия второстепенного героя-фотографа, охочего до скандальных кадров, превратилась в имя нарицательное. Главный герой фильма, впрочем, не он, а журналист Марчелло, автор скандальной хроники, который плывет сквозь вечную римскую тусовку богатых и знаменитых, но не находит в ней ничего для себя.


Дайте жалобную книгу

Любопытная комедия покойного Эльдара Рязанова о том, как журналисты помогают перековать негодный ресторан «Одуванчик» в образцовое кафе, может похвастаться приличной концентрацией текущих и будущих звезд советского кино (это, скажем, редкий фильм, где задействованы все актеры знаменитой троицы Вицин — Никулин — Моргунов, но вне их самых известных типажей), а также занятной интонацией — это, с одной стороны, фельетон, рассказывающий о борьбе хорошего с неправильным, а с другой — выполненный с привычным рязановским вниманием к мелким черточкам и деталям живого человеческого поведения.


Журналист

Глубокая производственная драма режиссера Сергея Герасимова получила главный приз на Московском кинофестивале 1967 года. В ней журналист отправляется в командировку в провинциальный уральский городок, чтобы разобраться с поступившим сигналом, и сталкивается с разными сложными вопросами: о правде, долге, счастье и многом другом. Герасимов в «Журналисте» проворачивал ловкий маневр: формально вписывая свою историю в русло производственного соцреалистического кино о положительных и принципиальных советских гражданах, он всё время подчеркивал визуальными и прочими способами некоторую утомительную двойственность их положения, человеческую невозможность жить в строго заданном сверху понятном русле.


Первая страница

И снова Билли Уайлдер с несколько циничным взглядом на профессию журналиста — в этом ремейке картины 30-х годов Джек Леммон и Уолтер Маттау играют дуэт из прожженных репортера и редактора, в котором первый пытается уйти из газеты, а второй пытается его задержать скандальным заданием. Бодрая комедия Уайлдера в большой степени привет тем самым фильмам про говорливых репортеров 30-х и 40-х, но в то же время степень горечи и цинизма, что просачиваются тут в бодрую комедию, больше соответствует разочарованным 70-м.


Вся президентская рать

Один из тех фильмов, что чаще всего упоминают в качестве источника вдохновения желания пойти в репортеры, «Вся президентская рать» была снята в 1976 году, по горячим следам реального уотергейтского скандала, который стоил должности президенту США Ричарду Никсону. Историю со скандалом раскрутили два репортера газеты Washington Post, и «Вся президентская рать» в первую очередь работает этаким процедурным фильмом, в котором работа репортера изображается безо всякого романтического ореола. Главное в этой работе, как становится очевидно из фильма, — это копать, копать, копать и еще раз копать.


Газета

История одних суток из жизни вымышленного печатного издания средней руки, «Газета» вышла в первой половине 90-х: традиционные печатные издания тогда еще не пошли косяком на выход в связи с продвижением интернета, но уже переживали не самые лучшие времена.


Почти знаменит

Еще один романтичный взгляд на профессию репортера, история о том, как 15-летний юноша поехал в турне со своей любимой группой, чтобы написать о них репортаж для журнала Rolling Stone, была основана на собственном опыте режиссера и сценариста фильма Кэмерона Кроу: в начале 70-х он стал самым молодым журналистом Rolling Stone. Его фильм оказался романом взросления обо всём на свете: любви, дружбе, честности и о работе журналиста тоже. По Кроу выходило, что работа эта не то чтобы подарок, но, когда получается делать ее правильно, ничего на свете лучше нет.

Система Orphus

Читайте также

Новые материалы

Читаемые материалы

Мы в соцмедиа
Наши проекты
Читай нас там, где удобно
Закрыть
Наверх