Posted 31 мая 2021,, 07:40

Published 31 мая 2021,, 07:40

Modified 29 мая 2023,, 10:22

Updated 29 мая 2023,, 10:22

Альтернативы Транссибу: вспоминаем 5 авантюрных проектов покорения Сибири, которые были до появления самой длинной железной дороги мира

31 мая 2021, 07:40
Оказывается, проекты железной дороги через Сибирь существовали задолго до строительства Транссиба. В истории их сохранилось как минимум пять.

Ровно 130 лет назад, 31 мая (19-го по старому стилю) 1891 года во Владивостоке началось строительство  Великой Сибирской железнодорожной магистрали, ныне известной как Транссибирская.  А ведь величайшая железная дорога мира могла быть совсем другой. В истории сохранилось как минимум пять ранних альтернативных проектов строительства железного пути через Сибирь.

Проект Дала

Версия вошла в историю именно под таким именем, но на самом деле англичанина, предлагавшего министрам Александра II построить дорогу от Москвы до Урала, звали Томас Дафф. Был этот Дафф путешественником и шел из Китая в Европу через Россию. Хорошенько побарахтавшись в грязи на Сибирском тракте, он решил, что уж кто-кто, а русские заинтересованы в том, чтобы дорога стала проще. 

Дойдя до Москвы в 1857-м, он предложил царскому министру транспорта Константину Чевкину проект дороги Москва — Казань — Пермь — Урал. Стоимость строительства, по прикидкам англичанина, составляла 20 миллионов долларов. За идею Дафф просил 4% от прибыли. Ходить по дороге должен был трамвай на конной тяге. 

Проект был прекрасен, но, к сожалению, совершенно нереализуем, и Чевкин от него благоразумно отказался.

Проект Супренко

Проект родился как ответ на возражения Чевкина. Якобы, отказывая Даффу, министр отметил, что строить в Сибири железнодорожные пути невыгодно, так как их один хрен завалит снегом и проезд станет невозможен. Тогда-то и вышел вперед бывший томский губернатор Супренко, заявивший, что дорогу на конной тяге надо строить внутри деревянного тоннеля. 

Однако царское правительство, считавшее, что строить дорогу невыгодно, от идеи построить к ней еще и деревянный тоннель длиной в несколько тысяч километров предсказуемо не пришло в восторг. Супренко было отказано. 

Странность же истории в том, что никакого губернатора Супренко в Томске отродясь не было. Был там губернатор Андрей Супруненко, но имелся ли ввиду он или вся эта история чистый анекдот, сейчас уже не выяснить.

Проект Муравьева

А вот это уже точно не анекдот. Николай Муравьев, он же Муравьев-Амурский, был поставлен генерал-губернатором Восточной Сибири с единственной целью — сделать Дальний Восток поближе и укрепить там власть империи. 

По Нерчинскому договору 1689-го бассейн Амура принадлежал Китаю. Но в это время у Поднебесной были проблемы посерьезней русских на серверной границе. Шли опиумные войны, в которых Китай стабильно проигрывал. Пользуясь этим, Муравьев построил на Амуре несколько крепостей и развил бурную хозяйственную деятельность.

Но для окончательной привязки Приамурья в России нужна была дорога. Проект Муравьева предусматривал строительство железнодорожных путей от порта Александровка на острове Сахалин до Софийска на Амуре. 

Увы, у плана было два важных недостатка. Во-первых, нужно было строить мост на Сахалин, а это так дорого и трудно, что не сделано до сих пор, а во-вторых, дорога шла преимущественно по территории Китая. Это было слишком даже для имперского 19-го века, и от проекта пришлось отказаться.

Проект Слея, Хорна и Моррисона

И снова на сцене появляются какие-то сомнительные англичане. На этот раз их имен не запомнил никто. Троица предлагала во имя развития мировой транспортной системы взять у США кредит в 25 миллионов долларов и построить дорогу от того же порта Александровка на Сахалине до Нижнего Новгорода. 

Почитав проектную документацию и отметив про себя пункт о переходе дороги и ее окрестностей в американскую концессию на 90 лет, царское правительство заподозрило неладное. Посчитав, что под видом дорожного строительства янки могут отжать территорию, проект английской троицы был отклонен.

Проект Перри Макдона Коллинза

В отличии от предшественников, Коллинз был мужиком серьезным. На российские власти он произвел впечатление «честного, убедительного и в высшей степени приятного человека». Проехав с гарантировавшей поддержку царской грамотой через Сибирь и сменив по дороге к Иркутску «210 лошадей, 200 возничих и 25 форейторов», Коллинз добрался до уже знакомого нам Николая Муравьева, где предложил свой проект железной дороги от Байкала до Амура. 

Обязанности предлагалось разделить следующим образом: с Коллинза — 20 миллионов долларов, с России — 20 тысяч рабочих. Коллинз не скрывал: его цель — открыть Сибирь для американского бизнеса. 

Плоды такого сотрудничества могли быть обильны, но проект не прошел. Все тот же Константин Чевкин заявил, что рабочих надо будет кормить, а правительству этого делать совершенно не хочется.

Зато Коллинз поучаствовал в другой грандиозной задумке — прокладке телеграфного провода через Берингов пролив и Сибирь. Коллинз получил от России концессию и заручился поддержкой правительств Канады и США. 

Поддержку мистеру Перри оказал сам изобретатель телеграфа Самюэль Морзе. Правда, незадолго до начала строительства Коллинз скинул франшизу «Вестерн Юнион». И правильно сделал, так как конкуренты — «Atlantic Telegraph Company» — успели проложить кабель по дну Атлантического океана и необходимость в сибирской линии отпала.

"