Posted 17 декабря 2015,, 01:43

Published 17 декабря 2015,, 01:43

Modified 29 мая 2023,, 09:25

Updated 29 мая 2023,, 09:25

Это не прачечная: девять главных культурных итогов года в Красноярске

17 декабря 2015, 01:43

Красноярск в этом году прирос не только в плане инфраструктурных объектов и новых хохмочек из Горсовета — в тонких сферах тоже много чего произошло. «Проспект Мира» рассказывает о главных культурных событиях уходящего 2015-го.

Начальник года: ну, вы поняли

В этом году произошел переломный для всей культурной политики региона момент. Вместо Елены Тишайшей Паздниковой, будто прямиком из фейсбука, пришла Елена Мироненко — комсомолка, спортсменка и просто красавица. Пока все умилялись августовской революцией, все культурные подчиненные, от Шушенского до Игарки, завели себе инстаграм, фейсбук и начали осуществлять план министра по захвату информационного пространства. Помимо пиара, министр крепко взялась за вторую вотчину — туризм — и решила убить двух зайцев разом. В недавно раскритикованной депутатами концепции развития ставка сделана на событийный туризм — 65 краевых событий в год (против пяти в Нью-Йорке, например). Мол, себя показать и модульные кабинки построить. Не нам судить, конечно, об эффективности министерских задумок, но не скроем, что культуры в нашей ленте новостей стало больше.

фото: Fb

Краудфандинг года: «Репродуктор» Захарова

Книга «Репродуктор» — дебют Дмитрия Захарова, который известен в Красноярске как экс-редактор «Коммерсанта» и экс-чиновник. Издана, как и подобает уроженцу Железногорска, инновационным способом. За три месяца Дмитрий на книжной краудфандинг-платформе sbor-nik собрал 101 000 народных рублей, что позволило ему напечататься в приличном столичном издательстве, с толстой обложкой и иллюстрациями. А книжка про что? Ну, само собой, антиутопия про политический ад, кошмар чиновника и борьбу добра со злом. Желающие ознакомиться с главой могут сделать это тут.

фото: Fb

Музеефикация года: «Кабинет труда» в Музейном центре

По инициативе доблестных тружеников, губернатор Толоконский распорядился срочно создать то, в чем край вроде как давно нуждался — Музей труда. Он скромно расположился в Музейном центре «Площадь Мира» (да, который КИЦ) на 3-м этаже, сменив, казалось бы, вечные аквариумы с акулами «Подводного мира». Официальное открытие состоится 24 декабря, так что пока лучше идти и смотреть самому. К удивлению и (надеемся) радости, музей лишен нафталиновых артефактов «на тему». В основе коллекции — скульптурные портреты пролетариев, сделанные современным художником Сергеем Горшковым, напоминающие скорее буратин, нежели героев в привычном понимании.

фото: «Площадь Мира»

Подполье года: клуб «Уважение и сотрудничество»

Впервые на карте города обустроилось субкультурное сообщество диджеев. Клуб с претенциозным названием «Уважение и сотрудничество» открылся моднейшим в европах фестивалем экспериментального искусства CTM Festival от Гёте-института — такая вот заявка. Пропагандируя DIY-культуру, клуб на грант «Русала» планирует проводить лекции и вечеринки для представителей креативного класса. Пока, конечно, градус событийности близок к сибирской зиме, но не всё же сразу.

фото: группа ВК

Драматическая реставрация года: ремонт театра Пушкина

Из самых дорогих архитектурных приобретений 2015-го — реставрация Драмтеатра им. Пушкина, породившая немало сплетен и скандалов. Скитавшийся больше года по разным площадкам театр 17 февраля наконец открыл парадный вход. Оценка успешности ремонта пока, к сожалению, вызывает больший интерес публики, чем спектакли.

фото: группа ВК

Потерянный фестиваль года: Канский

14-й Международный Канский видеофестиваль весь год прожил в состоянии стресса. Потеряв большую часть финансирования (Мединский лично вычеркнул фестиваль из списка грантополучателей в прошлом году), фестиваль на этот раз еле состоялся. Московскую команду подвели и на местах: то Минкульт края лишит привычных ежедневных автобусов до Канска, то тамошние власти углядят нелегальность арт-объектов на берегах Кана.

Покупка года: 11 миллионов за скульптуру

Теперь и в нашем городе есть скульптуры Даши Намдакова — всемирно известного художника, когда-то окончившего наш худинститут. 9 июня художественный музей Сурикова приобрел в коллекцию три скульптуры за 11 миллионов (с учетом скидки для своих). Почему так дорого? Потому что нет пророка в своем отечестве. Скульптуры Даши украшают, в основном, галереи Нью-Йорка и Лондона да зарубежные коллекции (Герхард Шредер, Ума Турман). Хотя и наши (Путин, Абрамович) тоже прикупили.

Симуляция года: «#Медианочь»

Все мы выросли на музейных ночах, и в определенный момент захотели свою музейку, со скотчем и перформансами. В этом году, себе на потеху, закатили собственную ночь городские медийщики. На первой «Медианочи», (естественно в КИЦе, который «Площадь Мира»), было всё то, что понимают наши акулы пера и телекамеры под тусовым искусством: миллиард фотозон, рекламные уголки по раздаче сувениров, самолюбование в виде кастинга, проходки по красным дорожкам, инсталляции из скомканных газет и прочее арт-раздолье.

фото: «Площадь Мира»

Вброс года: главный художник Слонов

Как ни крути, а без Василия Слонова наш город уже себя не мыслит. Даже на государственном уровне. Усомнившись в архитектурных красотах нашего города, губернатор распорядился выбрать и назначить главного художника. Ну а поскольку на берегах Енисея Слонов — это синоним искусства, то кто, если не он? Так слух облетел весь мир — вот только Слонов так и не выбран, должность не создана, а конкурс не проведен.

фото: Fb

"