Posted 23 сентября 2022,, 10:53

Published 23 сентября 2022,, 10:53

Modified 29 мая 2023,, 10:44

Updated 29 мая 2023,, 10:44

Как помочь ребенку адаптироваться в школе и детском саду: отвечают психологи

23 сентября 2022, 10:53

В новом учебном году в школы Красноярского края пошли 365 тысяч детей, из них более 39 тысяч первоклассники. В детские сады региона по данным на 1 сентября пошли 150 тысяч детей.

Новые дети, уроки, учителя, воспитатели — все это может вызвать у ребенка стресс. «Проспект Мира» поговорил с психологами о том, как помочь адаптироваться детям, которые впервые пошли в детский сад или школу


Детский сад  

Психолог, преподаватель психологии в Международной школе профессий Юлия Козулина рассказала, что прежде всего самим родителям необходимо понять, что стресс — это не что-то страшное, чего надо избегать, а естественная часть жизни.

«Да, ребенок, начавший ходить в детский сад и школу, испытывает адаптационный стресс. Это готовит его к жизни, ведь в будущем ему предстоит менять место учёбы, работы, жительства... Кроме того, психика детская очень быстро подстраивается к новым условиям, если только сами родители не нагнетают напряжения: "бедный наш малыш", "как это сложно"».

Юлия отмечает, главная помощь в адаптации к садику — спокойные, адекватные родители и атмосфера в семье: отсутствие скандалов и завышенных требований друг к другу. Она добавляет, что к новому расписанию ребенка следует подготавливать заранее.

«Здорово, если при этом у ребенка есть режим дня, который лучше выработать заранее, а не с началом посещения детского сада».

Детский психолог Надежда Счастливых считает, что прежде всего ребенок испытывает стресс в детском саду из-за смены деятельности и привычного уклада жизни.

По словам специалиста, другие дети, дисциплина и воспитатели в садике тоже могут вызвать стресс, но не в такой же степени, как смена деятельности и расставание с родителями.

«Разлука с родителями играет большую роль и сильно ухудшает психологическое, эмоциональное состояние».

Помогать в адаптации к саду лучше заранее, утверждает Надежда. Для этого нужно рассказывать о том, что такое детский сад (можно приобрести или взять в библиотеке детские книжки на эту тему). Желательно предварительно показать, где находится здание садика. Можно взять ребенка с собой, когда родители идут туда оформлять документы: прогуляться по территории вокруг, зайти в группу.

Когда ребенок уже начал ходить в сад, родителям нужно соблюдать важное правило: говорить малышу, когда именно его заберут из садика домой. Причем сказанное следует обязательно выполнять.

«Если говорите, что придете после сна, то вы приходите строго после сна. Дети ждут, они верят, для них это важно. Им пока сложно понять время, если мы говорим о часах, но есть какие-то действия, после которых от будет ждать родителя».

Возможно, что ребенок после дня в группе может быть раздражен. Как поясняет Надежда, это нормально. При посторонних людях дети себя сдерживают, а дома расслабляются и выражают эмоции. Психолог добавляет, что в период адаптации к саду нужно проводить с малышом больше времени: чаще читать, играть, гулять, обниматься.

Как утверждает детский и семейный психолог Арина Ткачук, перед тем, как ребенок начнет ходить в детский сад, его желательно научить кушать ложкой самостоятельно, чтобы во время приемов пищи в группе он не чувствовал себя дискомфортно.

«Если ребенок не умеет есть самостоятельно или делает это слишком медленно, он будет часто ходить голодным. Есть определенные правила — ребенок должен уметь есть сам, придя в детский сад. 

У малыша может возникнуть дополнительный стресс из-за того, что он плохо умеет говорить, отмечает психолог. Близкие люди привыкают к тому, как разговаривает их чадо. Они знают, что он имеет в виду, даже если слова звучат своеобразно. Однако в саду дети и воспитатели могут не понять, что говорит ребенок.

«Дома его понимали, а в детском саду воспитатель не в состоянии разбираться с непонятной речью, потому что он не гувернер и детей, требующих его внимание — много. Просьбы и требования остаются не услышанными».

В такой ситуации малыша нужно учить дома разговорной речи. С ним можно читать сказки, обсуждать прочитанное, разговаривать много и часто, задавать вопросы, слушать ответы, утверждает Арина Ткачук.

В целом, чтобы ребенок спокойно прошел адаптацию к садику, не следует обесценивать серьезность его переживаний. Наоборот, нужно внимательно отмечать изменения в поведении, добавляет специалист.

Школа     

Первоклассники тоже испытывают стресс, но уже в другом контексте, рассказывает Надежда Счастливых.

«Там ситуация немного другая: это уже не детский сад с играми, прогулками и сон-часом. В школе есть уроки и необходимость сидеть за партами. Это тоже смена привычного жизненного уклада. Кроме того, у школьников идет формирование социального «Я» и поэтому им важно, чтобы они были приняты сверстниками».

Специалист отмечает, что если в садике детям проще познакомиться друг с другом, то школьникам уже сложнее. Но и с родителями у школьников уже нет острого чувства разлуки — особенно, если ребёнок ходил в детсад и уже к ней привык.

Важное правило для легкой адаптации — соблюдать режим сна. Ребенок должен быть выспавшимся. В противном случае, ему сложно будет усваивать знания и сохранять эмоциональный самоконтроль, уточняет Надежда.

Счастливых не рекомендует родителям сразу нагружать первоклассника дополнительными кружками — нужно дать ему привыкнуть к новому режиму. Также нежелательно ультимативно с угрозами требовать выполнения домашнего задания — лучше мягко обозначить, что его нужно сделать к определенному дню.

Большим стрессом для школьника может стать страх плохих оценок, считает психолог Арина Ткачук. За боязнью «двоек» скрывается опасение стать в глазах родителей «плохим», не оправдать их ожидания. Ребенок может бояться, что его разлюбят.

В данном случае нужно объяснять, что плохая отметка в дневнике никак не повлияет на любовь к нему. По словам специалиста, нужно сформировать понимание, что оценка — это некая шкала, отражающая уровень знаний о предмете. За плохие оценки не следует ругать — вместо этого лучше вместе с проанализировать причины низкой успеваемости и попытаться вместе решить проблему.

Еще один фактор стресса для первоклассника — новый коллектив. Ребенок может не сразу сориентироваться, как реагировать на поведение других детей. В таком случае родители могут дома в игровой форме смоделировать разные школьные ситуации, пройти их и затем обсудить. Специалист делает акцент на том, что разыграть ситуацию для детей лучше, чем ее только проговорить.

«С новым коллективом ребёнок сталкивается, когда приходит в первый класс или когда на каком-то жизненном этапе меняется школа. Самое лучшее - это проиграть этот «поход» в ролевой игре с разными предложенными обстоятельствами. Именно проиграть, а не проговорить. Потому что, игра — это полноценное эмоциональное проживание, через которое формируется опыт ребёнка. Это даст ему уверенность и снизит тревогу».
"