Posted 1 августа 2018,, 09:05

Published 1 августа 2018,, 09:05

Modified 29 мая 2023,, 09:15

Updated 29 мая 2023,, 09:15

Красноярские застройщики жалуются на «потребительский экстремизм»: рассказываем, что происходит

1 августа 2018, 09:05

За последние четыре года иски собственников квартир против компаний-застройщиков Красноярска выросли в 100 (!) раз. Мы поговорили с представителями строительных и жилищных организаций и выяснили, с чем это связано.

— Сразу же после сдачи жилого дома, почтовые ящики новоселов заполняются листовками с коммерческими предложениями: «Поможем наказать застройщика», «Мы знаем, как высудить у застройщика 500 тысяч рублей», «Поможем погасить ипотеку за счет застройщика», — рассказывает директор управляющей компанией «Смарт-сити» Андрей Мутьев.

Строители бьют тревогу: в Красноярске пышно расцвел прикладной «бизнес», имя которому «потребительский рэкет». По словам Павла Парамонова, начальника отдела претензионной деятельности ООО ФСК «Монолитинвест», самой лакомой сферой применения для него стало жилищное строительство. Правда, далеко не все новоселы, решившие «подзаработать» с помощью ушлых юристов, понимают последствия потребительского экстремизма.

Потребительский экстремизм — попытка недобросовестного клиента, манипулируя юридическими нормами в корыстных целях, не защитить свои права, а получить определенную выгоду и доход.

За последние четыре года количество судебных исков от частных инвесторов Красноярска после получения жилья увеличилось в 100 (!) раз. В интернете, на форумах, некоторые инвесторы не стесняются и рассказывают, как отсудили у застройщика деньги, чтобы купить новую кухню или погасить часть ипотеки. Это люди, которые живут в хороших квартирах, куда вовремя вселились. Однако они увидели лазейки в законе и решили этим воспользоваться, чтобы решить какие-то свои финансовые проблемы.

Разбираемся, что это за лазейки и каким образом работают схемы вымогательства денег у застройщиков?

Согласно действующему закону, застройщик обязан устранять дефекты, выявленные собственником квартиры, в течение 5 лет. Также владелец может провести независимую экспертизу, в результате которой будет составлен перечень «несовершенств» и смета расходов на их устранение, с которой обращаются в суд. Решением суда назначается сумма компенсации для застройщика. Конечным является «вердикт» второй судебной инстанции. Казалось бы, нормальный, работающий закон, регулирующий отношений между инвесторами и застройщиками. Однако на практике, выходит иначе.

Павел Парамонов:
— Закон работает как кривое зеркало по нескольким причинам. Во-первых, экспертизу может проводить буквально кто угодно и как заблагорассудится. Во-вторых, закон не обязывает собственника тратить высуженные у застройщика средства на устранение недоделок в квартире. Кто-то покупает на них новую кухню, другие едут отдыхать, третьи гасят долг по ипотеке… Хотя еще недавно звонили во все колокола о том, что нещадно дует из окна, а неидеальная поверхность стены не дает расставить в квартире мебель.

После того, как были закручены гайки в законах, регулирующих автострахование, эксперты-оценщики и юристы, занимавшиеся вымогательством у страховщиков, переключились на застройщиков. Именно они теперь ходят по новым квартирам с уровнями и «выявляют недочеты».

Каковы последствия потребительского экстремизма для самих «истцов за правду».

Павел Парамонов:
— Мы никогда не отказываемся от своих обязательств и готовы реагировать на жалобы новоселов, устранять недоделки. Часть претензий обоснована, и мы ни от чего не отказываемся. Однако независимая экспертиза и судебные решения, порой, оставляют собственников, что называется у разбитого корыта. Во-первых, суд отклоняет многие пункты, нарисованные в независимой экспертизе, ведь ее проводят непрофессионалы. Таким образом, сумма, которую изначально посулили юристы, становятся много меньше. Более того, на руки владелец квартиры получает далеко не все, что присудил суд. До 60% оседает в карманах юридических компаний и экспертиз. В итоге, остается небольшая сумма, которой уже не хватит устранить то, что действительно надо бы сделать. Но к застройщику идти за помощью уже не получится. Ведь была проведена экспертиза, деньги выплачены. К слову, советую тем, кто покупает квартиры в новых домах у собственников, интересоваться, была ли проведена экспертиза или жилье по-прежнему находится на гарантии у застройщика. Этот нюанс существенно влияет на стоимость квартиры. 

Пример потребительского экстремизма из практики работа претензионного отдела ООО ФСК «Монолитинвест»:

Павел Парамонов:
— Недавно к нам поступило заявление об обнаружении недостатков выполненных работ от собственника квартиры в жилмассиве «Новолэнд». Оценщики выявили ряд дефектов, которые по их мнению составляют 83 тыс. рублей. Также нам вменяется оплата экспертизы и работы оценщика. Речь идет о квартире общей площадью 50,77 кв. метров. Нам предлагают, либо устранить дефекты, либо заплатить деньги. Мы не отказываемся провести работы, но срок, который обозначает собственник нереальный — всего две недели. Никакие другие сроки априори не рассматриваются. Почему? Да потому что цели проводить ремонтные работы нет, с нас хотят получить лишь деньги. И таких случаев большинство. В последнее время мы стали предъявлять встречные требования – просим сдавать нам некачественные двери и окна, на которые с нас потребовали деньги, согласно проведенной экспертизе. Эти требования вызывают настоящую бурю негодования, потому что на самом деле собственники не делают ремонты и не меняют то, что их вроде бы не устраивало.

Пример потребительского экстремизма из практики УК «Смарт-сити»

Андрей Мутьев:
— Когда мы только задумывали проект жилого района «Преображенский», то сразу решили — управляющую компанию будем создавать сами. Мы побоялись доверить наш флагманский проект сторонней компании, чтобы довести все работы по благоустройству территории, согласно изначальному видению. И в дальнейшем поддерживать в «Преображенском» достойный уровень обслуживания. Однако нашлись те, кто посчитал, что обслуживание домов «Преображенского» — неплохой бизнес. Действовать недобросовестные конкуренты решили через новоселов. 
Схема — простая. Нашли несколько «активистов», которые, отложив все свои дела, стали денно и нощно атаковать надзорные органы жалобами на «Смарт-сити» и застройщика. Жалобы в большинстве своем надуманные. Например, нам предъявляют претензию, что во дворе не уложено специальное покрытие на детской площадке. Дом сдан в декабре. По технологии это покрытие нельзя укладывать в минусовые температуры. Объясняем, как только среднесуточная температура на улице установиться в значении +10 градусов для прогрева почвы и бетона, сразу сделаем. Но нас не слышат. Вернее, не хотят слышать. Уложили покрытие — снова жалоба: почему с нами не согласовали цвет покрытия, он какой-то депрессивный. Сейчас у меня на столе новое заявление. Не так рассчитали тариф за свет в подъезде. Там сумма — 60 рублей. Если разделить на всех жителей, по полтора рубля получится. Недавно собирали комиссию по вопросу «неприятного запаха». Нюхали запах в подъезде при закрытом и открытом мусоропроводе. Весь стол жалобами завален и все от одного человека. В итоге он пришел ко мне и прямым текстом сказал, что прекратит свою активность, если ему бесплатно выделят место в подземном паркинге.
Позже мы узнали, что компания, решившая отобрать у нас два дома в управление, обещает «активистам» освобождение от квартплаты на год. Очень жаль, что некоторым людям безразлично, что на самом деле будет с их домом и жилым районом. Ведь если к нам зайдет чужая УК, они не будут делать и половины того, что нужно, не говоря о таких «необязательных» вещах как праздники для жильцов, новогодняя елка и прочее. 

Комментарий эксперта

Александр Коропачинский, президент Союза строителей Красноярского края:

— Наше законодательство, регулирующее строительный комплекс, достаточно молодое, и лазейку для вымогательства отыскать несложно. Вспомните, не так давно нечто подобное мы наблюдали в автостраховании. Затем были предприняты меры законодательного характера, и ситуация стабилизировалась. К этому же мы придем в строительстве, но пока суды захлестнула волна исков — с 2012 года сумма исков к строительным компаниям выросла в 150 раз. Лишь 5% из всей массы претензий обоснованы и требуют устранений. Остальное – случаи элементарного вымогательства и шантажа. Должна быть создана система, которая стоит между потребителем и производителем. У нас не отрегулирована экспертная деятельность. Любой человек, имеющий образование, и не имеющий лицензии, выдает экспертное заключение о качестве сдаваемого жилья. Необходимы поправки в Градостроительный кодекс РФ и ФЗ-214.

Фото: Сергей Филинин

"