Posted 1 мая 2018, 10:53
Published 1 мая 2018, 10:53
Modified 29 мая 2023, 09:17
Updated 29 мая 2023, 09:17
Красноярск лишился официального дилера автомобилей «Тойота» — импортер отказался сотрудничать с группой компаний «Крепость» из-за ряда нарушений. В «Крепости» называют это решение неожиданным, хотя импортер говорит, что предупреждали о возможном разрыве отношений еще полгода назад. «Проспект Мира» рассказывает, как развивались события и причем здесь недостроенная пятизвездочная гостиница у Октябрьского моста.
С 26 апреля импортер «Тойота Мотор» расторг договоры с официальным красноярским дилером — группой компаний «Крепость» бизнесмена Александра Кангуна. «Крепость» представляла марки «Лексус» и «Тойота» с 1995 года, а официальным дилером в крае и Хакасии стала в 2006-м. Кроме того, Кангуну принадлежат центры по продаже автомобилей Jaguar, Land Rover, Bentley, Porsche и Volvo в Красноярске, а также Kia и Mazda в Абакане.
На специальной пресс-конференции Кангун заявил, что расторжение контракта с «Тойота Мотор» стало для компании «полной неожиданностью». «Крепость», по его словам, много лет лидировала среди других российских дилеров марки, у красноярского холдинга не было долгов по зарплате и налогам, а также просроченных обязательств перед банками-кредиторами. Сумму кредитов Кангун не назвал, но отметил, что компания получила реструктуризацию от кредиторов.
Вместе с тем Александр Кангун признал, что холдинг испытывал финансовые трудности :«Крепость» в общей сложности инвестировала более двух миллиардов рублей в центры японских брендов. Необходимость обслуживать и возвращать вложенные в строительство центров инвестиции, говорит Кангун, в итоге и привела к «непростой финансовой ситуации».
Фото: 24auto.ru
Всего у «Крепости» было три дилерских центра «Тойоты» и один «Лексуса» в Красноярске и Абакане. «Тойота Мотор» прекратила поставку автомобилей и запчастей, а также прием заказов в эти города. Бывший дилер также не может вывезти с центрального склада клиентские автомобили, включая предоплаченные.
По данным «Коммерсанта», на 26 апреля полностью оплачены шесть машин, еще более 50 автомобилей предоплачены частично. Если «Крепость» полностью оплатит эти машины до 18 мая, то импортер поставит их на склад. Для урегулирования вопросов с клиентами «Крепость» организовала специальный центр.
Александр Кангун готовится подсчитать убытки и обратиться в суд с иском к «Тойота Мотор». По его мнению, импортер должен «понести материальную ответственность». Пока компания намерена продолжать работу как сервисный центр для японских автомобилей в Красноярске и Абакане.
На защиту «Крепости» встала ассоциация «Российские автомобильные дилеры», которая призвала «Тойота Мотор» продлить дилерский договор.
В «Тойота Мотор», в свою очередь, сказали, что дилерские центры «Крепости» испытывали трудности еще с 2016 года и с тех пор работали по специальному плану развития, разработанному для дилеров с низкими показателями эффективности.
Президент «Тойота Мотор» Сюдзи Суга в интервью ТАСС заявил, что «Крепость» «грубо» и «многократно» нарушала дилерское соглашение, не выполняя обязательств перед импортером и клиентами. «С января 2018 года [получено] несколько десятков жалоб со стороны клиентов на задержки выдачи автомобилей и ПТС дилерами из группы «Крепость», — сказал президент «Тойота Мотор». — С октября 2017 года известны случаи, когда дилер не выдавал автомобили при наличии 100% предоплаты со стороны клиентов». Кроме того, со слов Сюдзи Суги, «Крепость» превысила кредитную нагрузку вдвое по сравнению с уровнем, который «Тойота Мотор» позволяет иметь своим дилерам.
Как пояснил Сюдзи Суга, красноярского дилера предупреждали о «критической ситуации» еще шесть месяцев назад. Последние два месяца, по его словам, проходили регулярные встречи по исправлению ситуации. «Финальное, но далеко не первое», уведомление о планах по прекращению сотрудничества было отправлено «Крепости» около двух недель назад.
Красноярский дилер, считает импортер, не смог выправить ситуацию, и в итоге контракт с ним пришлось расторгнуть. В «Тойота Мотор» добавили, что заинтересованы в крае и Хакасии, поэтому уже объявили тендер на поиск новых дилеров.
Фото здесь и ниже: dela.ru
Источник «Коммерсанта» связывает проблемы «Крепости» не с ситуацией на авторынке или какими-то неподъемными требованиями «Тойота Мотор». По его словам, Александр Кангун сделал «напрасные и неокупленные» вложения в центры продаж «Бентли» и «Порше», которые запустились под начало кризиса в 2015 году.
Кроме того, «Крепость» использовала доходы от дилерского бизнеса для развития непрофильных активов, говорит собеседник газеты, — в частности, под инвестиции в так и не достроенную гостиницу «Мариотт» на Партизана Железняка. Два источника «Проспекта Мира», близкие к «Крепости», утверждают, что расходы на «Мариотт» могли стать основной причиной финансовых трудностей красноярского холдинга.
О планах построить 21-этажную пятизвездочную гостиницу «Мариотт» в компании Кангуна заявляли еще в 2007 году. Строительство началось возле Октябрьского моста в 2012-м, но работы прекратились еще на начальной стадии. К намеченному сроку — в 2015 году, — отель так и не построили. Общая стоимость проекта должна была составить 3,8 миллиарда рублей, из 2,7 миллиарда — заемный капитал, 1,1 миллиарда — собственные вложения.
Осенью 2015-го при внесении поправок в генплан Красноярска стало известно, что вместо отеля «Крепость» собирается строить на этой площадке жилой дом — с офисами, ресторанами, апартаментами и спа-центром. Через год горсовет одобрил строительство дома, однако оно так и не началось.
Сейчас стройплощадка гостиницы-недостроя выставлена на аукцион. Согласно сайту Российского аукционного дома (РАД), торги с начальной ценой 125,1 миллиона назначены на 5 июня. Продается также еще один непрофильный актив «Крепости» — находящийся рядом со стройплощадкой бизнес-центр «Сириус» вместе с земельными участками под ним и всей инфраструктурой. Этот аукцион намечен на 24 мая и стартует с суммы 715,8 миллиона рублей.
Площадка с недостроем заложена Сбербанку и «Газпромбанку», рассказала журналистам 26 апреля представитель Сбербанка Наталья Лихторович. Бизнес-центр «Сириус», судя по документации на сайте РАДа, находится в ипотеке. По словам Лихторович, у «Крепости» сейчас есть несколько непогашенных кредитов (суммы и цели она не уточнила). Аукционы по продаже недвижимости было решено провести, во-первых, чтобы снизить кредитную нагрузку компании, во-вторых, собственных денег на достройку гостиницы у «Крепости» сейчас нет.
Гостиница и бизнес-центр «Сириус» в этом году уже выставлялись на продажу минимум дважды — в феврале и марте. Оба раза информация о торгах вскоре пропадала с сайта РАДа. Но анонсы более ранних аукционов по «Сириусу» и стройплощадке сохранились в каталогах аукционного дома от 22 января и 19 февраля.
В феврале также сообщалось, что мэрия изымает три участка на Партизана Железняка под строительство ливневой канализации. Как говорится в распоряжении об изъятии, собственнику земли будет выплачена компенсация из бюджета. По данным Росреестра, все три участка принадлежат компаниям, входящим в группу «Крепость».
Судя по публичной кадастровой карте, два изымаемых участка примыкают к «Сириусу», а третий является частью стройплощадки «Мариотта». Эти участки продаются вместе с недостроем и бизнес-центром (по крайней мере, их кадастровые номера перечислены в описании лотов на сайте РАДа). Оперативно получить комментарий в департаменте градостроительства мэрии и «Крепости» на этот счет не удалось.
Скриншот: публичная кадастровая карта
Наталья Лихторович из Сбербанка заявила, что потенциальный покупатель недостроя уже нашелся. По ее словам, инвестор работает в Красноярске и занимается «совсем другим», нежели «Крепость», направлением бизнеса. Кто он и что планирует строить на участке, Лихторович не раскрыла.
Близкий к «Крепости» источник «ПМ» между тем предполагает, что на площадке «Мариотт» сейчас в принципе невозможно что-либо строить из-за допущенной в свое время строителями ошибки. Несколько лет назад «Крепость» судилась с генподрядчиком строительства — московской компанией «Промспецстрой». В материалах дела в картотеке арбитражного суда приводятся результаты экспертизы выполненных работ, которая показала, что «Промспецстрой» отошел от проекта, использовав слишком короткие сваи. Вместо предусмотренных проектом свай длиной 19-21 метр строители гостиницы забили 15-18-метровые.
В результате проектную документацию пришлось менять. Летом 2015-го «Крепость» отсудила у подрядчика 119 миллионов рублей, а осенью стало известно о планах строить дом с апартаментами вместо гостиницы. «Но из-за неправильных свай теперь эта площадка мертвая», — утверждает источник.
Технический директор компании «Научно-технический прогресс» Михаил Сашко пояснил «ПМ», что земля на набережной у Октябрьского моста в целом сложная для строительства. «Толща просадочности грунта там достигает 15-22 метров, местами по 22-25 метров. По нормам это все надо «прошивать», — говорит Сашко. — Например, когда там строился ТРЦ «Июнь», то было условие, чтобы его габионы уходили на 35 метров вглубь, в Енисей». По информации Михаила Сашко, Стройнадзор остановил строительство на площадке с гостиницей-недостроем из-за сомнений в безопасности проекта. В Стройнадзоре не смогли оперативно подтвердить или опровергнуть эту информацию.