Posted 5 октября 2016,, 04:12

Published 5 октября 2016,, 04:12

Modified 29 мая 2023,, 09:24

Updated 29 мая 2023,, 09:24

Лоббное место: чьи интересы представляют депутаты нового созыва Заксобрания

5 октября 2016, 04:12

Новый состав Законодательного собрания Красноярска полностью определился. Большинство мест сохранили за собой старожилы — 28 против 24 новичков, однако в нынешнем созыве появилось новое лобби. Ждет ли краевой парламент передел сфер влияния, и чем это грозит простым красноярцам, разбирался «Проспект Мира».

Цельнометаллическая оболочка

Законодательное собрание долгие годы было местом, где решались споры двух крупных финансово-промышленных групп — «Норильского никеля» и РУСАЛа. Еще со времен губернатора Александра Хлопонина часть топ-менеджмента северного холдинга осела в краевом правительстве и парламенте. Алюминщики в накладе тоже не остались: Александр Усс, которого наблюдатели связывают с РУСАЛом, несколько созывов был бессменным председателем Заксобрания. Таким образом установилась «система сдержек и противовесов».

— Сейчас противостояние двух металлических гигантов по большому счету стало неактуально, — считает политтехнолог Андрей Агафонов. — Собственник алюминиевого холдинга Олег Дерипаска также владеет и акциями «Норникеля». 

Впрочем, в Заксобрании появился новый игрок — Сибирская генерирующая компания, с которой у РУСАЛа уже наметился конфликт.

Тепловой удар

Кто представляет интересы СГК в Заксобрании, пока понятно не очень. Еще до выборов политическая тусовка в Facebook подозревала как минимум трех будущих депутатов Заксобрания этого созыва: вице-спикера горсовета Красноярска Александра Глискова, журналистку Елену Пензину, а также политтехнолога и депутата горсовета Сергея Толмачева.

Прямых доказательств нет — только косвенные. Например, в прошлом году ресурсоснабжающая организация заключила договор об информационном сотрудничестве на 400 тысяч рублей с программой «Версия» Елены Пензиной. Сестра Сергея Толмачева в начале 2016-го возглавила одну из управляющих компаний «Жилфонда», который СГК купила почти год назад. Глисков же, когда после покупки «Жилфонда» на счете компании обнаружилась пропажа 2 млрд рублей, поддерживал новых хозяев жилищного холдинга, а не жителей города.

Для обычных красноярцев появление в ЗС новых лоббистов в перспективе может обернуться ростом тарифов на услуги ЖКХ, полагает лидер общественного движения «Народный контроль в ЖКХ» Роман Казаков. Ресурсоснабжающие организации всегда жаловались на недофинансирование, а покрыть его можно из двух источников — или за счет повышения тарифов, или из регионального бюджета. То есть прямо или косвенно, но из кармана потребителя.

Этим, считает Казаков, защита интересов СГК принципиально отличаются от борьбы РУСАЛа и «Норникеля»: обе компании работают на свободном рынке и без фактического государственного регулирования, из бюджета им могут только предоставлять налоговые льготы либо субсидии.

— А вот тарифы на жилищно-коммунальные услуги регулируются государством. Раньше Сибирская генерирующая компания в лице профинансированных ею депутатов в Заксобрании не присутствовала, и о росте тарифа принимались более или менее взвешенные решения. Теперь, учитывая большое количество лоббистов от компании, думаю, край будет учитывать их мнения, — предсказывает общественник.


Старые игроки

Еще одна мощная финансово-промышленная группа, от настроений в которой с конца 00-х зависит наш регион — это «Роснефть», чье дочернее красноярское предприятие «Ванкорнефть» несколько лет сидело на льготных — вплоть до нулевых — налогах на прибыль и таможенных пошлинах при экспорте нефти. Учитывая, что компания собирается добывать еще больше нефти и газа, а почти половину одноименного месторождения получат индийцы, можно считать, что и в новом созыве компания будет активно продвигать свои интересы.

В составе депутатов этого и прошлого созывов числится, например, Петр Гаврилов — директор Горно-химического комбината (предприятие «Росатома»). Не без усилий этой корпорации были приняты законы, позволяющие строить подземную исследовательскую лабораторию радиоактивных отходов, которую экологические алармисты еще до постройки именуют не иначе как «ядерный могильник».

Аналогичная ситуация и с начальником Красноярской железной дороги (РЖД) и снова депутатом Владимиром Рейнгардтом. Компания участвует в нескольких инвестпроектах с бюджетным финансированием: реконструирует линию Междуреченск — Тайшет, участвует в развитии Нижнего Приангарья и строительстве дороги Кызыл — Курагино.

Еще одной значимой группировкой лоббистов в Заксобрании традиционно являются крупные красноярские аграрии: Валерий Исаев («Назаровское»), Роман Гольдман («Сангилен+»). Именно крупные сельхозпредприятия в основном и получали господдержку из бюджета края в последние годы. В 2015 году, например, на развитие агропромышленности выделялось более 6 млрд рублей, в ближайшие три года планируется предоставить почти 15 млрд (из них фермерам — около 200 млн). Правда, один из активных защитников сельского хозяйства — Борис Мельниченко («Солгонское») — в этот созыв не попал.

 Отцы и дети

Приход новых лоббистов может означать, что позиции старых ослабли, полагает политолог Александр Чернявский, и что начнется традиционный передел сфер влияния.

— Конечно, зашли люди, связанные с разными финансово-промышленными группами, корпорациями, которые спонсировали их кампании. Безусловно, какая-то отработка будет.

Впрочем, противостояние тех же алюминщиков и ресурсников на самом деле началось еще до минувших выборов, поясняет источник «ПМ» в краевом правительстве, попросивший не указывать свое имя. Дело в том, что мощностей Красноярской ГЭС (которая принадлежит Олегу Дерипаске) на весь Красноярск не хватает, электричество город получает не только оттуда, но и от городских ТЭЦ, которыми владеет СГК.

— Понятно, что РУСАЛу это невыгодно, и зимой они пытались ситуацию изменить, — рассказывает собеседник. — На Красноярском экономическом форуме в феврале этого года владельцы ГЭС анонсировали планы по модернизации, которая позволила бы разгрузить городские угольные электростанции, а значит, лишить СГК части прибыли.

Однако в планах самих ресурсников не снижение, а увеличение нагрузки своих электростанций: компания проводит реверсивную теплотрассу через Октябрьский мост, которая свяжет ТЭЦ-1 и ТЭЦ-3, строит насосную станцию на острове Татышев и забирает потребителей котельной-конкурента «КраМЗЭнерго».

Насколько рьяно представителям разных центров силы удастся отстаивать интересы своих покровителей, в конечном счете зависит от председателя Заксобрания. Чернявский считает, что Александра Усса точно изберут спикером и в этот раз. По мнению политолога, Усс — «единственный человек, который может быстро поставить Заксобрание на рельсы», и в итоге работа парламента из-за возможных межотраслевых конфликтов не застопорится.

— Заксобрание — это не горсовет Красноярска. Железной рукой Усса, хоть она обычно и в мягкой перчатке, аппетиты многих отраслевых лоббистов будут изрядно урезаны, — прогнозирует Александр Чернявский.

"