Posted 14 февраля 2017, 10:52
Published 14 февраля 2017, 10:52
Modified 29 мая 2023, 09:21
Updated 29 мая 2023, 09:21
К следующему году в крае выберут единых региональных операторов по обращению с мусором, которые будут отвечать за всё — от сбора и вывоза отходов до их захоронения. В преддверии «мусорной реформы» идет подковерная борьба за рынок, и особенно в ней преуспел холдинг «Экоресурс», который возглавляет предприниматель Евгений Шепелев. Жонглируя юрлицами, компания без лишнего шума получает всё больше активов, в то время как конкуренты отбиваются от проверок. Подробности — в расследовании «Проспекта Мира».
Захват рынка начался с мусороперевозок: «Экоресурс» купил крупнейшего в Красноярске транспортировщика отходов — компанию «Коммунальное обслуживание и строительство» (КОС), говорят «ПМ» экс-заместитель министра природных ресурсов, эколог Сергей Шахматов и еще один источник, знакомый с ситуацией.
«КОС» создан в 2007-м и до начала 2016-го через аффилированные лица и компании принадлежал группе управляющих компаний «Жилфонд». «Жилфонд» к 2015-му обслуживал около 4100 домов — 80 процентов всего жилого фонда Красноярска.
Мусор от них на свалки вывозил «КОС», что приносило сотни миллионов рублей ежегодно: выручка в 2012 году составила 939 млн рублей (чистая прибыль — 14,6 млн), в 2015-м — 560 млн (6,6 млн). Ближайшие конкуренты в 2015 году заработали куда меньше: «Автоспецбаза» — 85,5 млн рублей (чистая прибыль — 1,2 млн), «Чистый город» — 62,2 млн (убыток — 9,7 млн).
Евгений Шепелев (в центре), фото: ecoresurs24.ru
В позапрошлом году «Жилфонд» перешел под контроль «Сибирской генерирующей компании» (СГК), и при новых собственниках «КОС» был продан «Экоресурсу», говорит Шахматов. При этом, по его словам, между Евгением Шепелевым и СГК якобы было заключено соглашение о том, что КОС продолжает работать со всеми домами, которые обслуживал «старый» «Жилфонд».
— Мне про это соглашение тоже говорили: типа мне отдают компанию «КОС», а я потом там якобы когда-то чего-то рассчитаюсь, — прокомментировал «ПМ» Евгений Шепелев. — Я на это отвечаю: «Ну вы мне покажите это соглашение, (если оно есть)». Что-то никто не показывает, с удовольствием бы посмотрел.
«КОС», по словам Шепелева, с его компанией лишь «немножко сотрудничает — возит нам мусор».
Хотя по открытым источникам можно проследить, что «Экоресурс» и «КОС» куда ближе, чем говорит Евгений Шепелев.
Учредители у «КОСа» в феврале прошлого года действительно сменились. Сначала новыми владельцами стали компания «Проминвест» и Дмитрий Зуев, который с ноября 2015-го занимал также пост гендиректора «КОСа».
«Проминвест» был зарегистрирован в октябре 2015 года, владеет и руководит им Александр Тырин. В профиле на Фейсбуке его местом работы указан «Экоресурс», в сюжете «Вестей» мая прошлого года он же подписан как «представитель компании «Экоресурс».
Дмитрий Зуев же вместе с Шепелевым является одним из руководителей красноярского отделения партии «Города России».
В июне 2016-го собственники «КОСа» поменялись снова — теперь единственным директором и учредителем компании значится Алексей Бачурин. Человек с таким именем работает в «Экоресурсе» заместителем директора по капстроительству и входит в состав корпоративной волейбольной команды предприятия.
Спустя два месяца после прихода Бачурина начинается слияние КОСа и «Проминвеста» с некой компанией «КОИС», которая зарегистрирована в июле 2016 года в Санкт-Петербурге: уставной капитал — 10 тысяч рублей, единственный директор и учредитель — тот же Бачурин.
Как полагает Сергей Шахматов, после заключения сделки, предположительно состоявшейся между СГК и «Экоресурсом», Евгений Шепелев мог перевести активы «КОСа» на близкие себе структуры. За ними же закрепляется монопольное право на обслуживание домов «Жилфонда». «Поэтому «КОС» теперь ему и не нужен», — считает Шахматов.
В дальнейшем, полагает бывший замминистра, на «КОС» (который к тому моменту станет «КОИСом» практически без активов) могут списать часть пропавших со счетов «Жилфонда» двух миллиардов, о которых СГК объявила в феврале 2016-го. «Это же предприятие с достаточно длинной историей, то есть будет с чего списывать потерянные деньги, — размышляет Шахматов. — Так что «КОС» как помойку, наверное, отдадут эсгэкашникам».
Скриншот: krsk.volleyball.businesschampions.ru
Имущества у «КОСа» при новых владельцах действительно поубавилось: собственность продается и переоформляется на фирмы, которые связаны с «Экоресурсом» — управляющую организацию «Комресурс» и «КОС-Красноярск», которая также занимается перевозкой мусора.
«КОС-Красноярск» компания «КОС» учредила в феврале 2016-го, передав в ее уставной капитал в общей сложности 3 млн рублей. «Комресурс» был создан в марте 2016-го — тоже «КОСом», который перевел в уставной капитал компании почти 45,7 млн рублей. Также организации проданы два помещения на улице Лесопильщиков и два участка на Мусоргского, принадлежавшие мусороперевозчику.
Директор у «КОС-Красноярск» и «Комресурса» один — уже упоминавшийся в связи с «Экоресурсом» Дмитрий Зуев. Как говорят в пресс-службе «нового» «Жилфонда», именно с «КОС-Красноярск» у холдинга сейчас заключен договор на вывоз бытовых отходов.
Затем из состава учредителей обеих новых компаний «КОС» вышел, уступив свои доли организации «Согласие» — при этом ее доля в уставном капитале «КОС-Красноярск» (10 млн рублей) находится в залоге у «Экоресурса».
«Согласие» появилось в апреле 2016-го, владеет и руководит ей Виталий Ерохин — его тезка трудится в «Экоресурсе» замом главного инженера.
Осенью прошлого года всполошились кредиторы «КОСа», которым компания должна суммы в пределах 1,5-2,7 млн рублей. Четыре компании подали иски о банкротстве мусороперевозчика, среди них «Гарант», учрежденный еще «старым» «КОСом», и сам «Экоресурс».
Как пояснил «ПМ» юрист и депутат горсовета Красноярска Виталий Дроздов, близкая к должнику компания, подавая иск о его несостоятельности, как правило, пытается добиться назначения «своего» временного управляющего.
— Это один из способов контролировать саму процедуру банкротства, — говорит Дроздов. — Тот, кто ее инициирует, получает неявное преимущество при назначении управляющего, поскольку суд учитывает мнение лица, подавшего иск.
Сейчас реорганизация «КОСа» по решению суда приостановлена — в случае слияния «КОИС» не будет его правопреемником и вернуть долги у кредиторов не получится, поясняют в арбитраже. Сами косовцы это решение пытаются оспорить.
В ноябре прошлого года из Красноярска ушла новокузнецкая компания по вывозу мусора «Сороежка», которая контролировала 20% красноярского рынка. Своего мусорного полигона у них в городе не было, и фирма сотрудничала сначала с «Чистым городом», затем — с «Автоспецбазой» и «Экоресурсом», рассказывает «ПМ» Сергей Шахматов.
— Потом «Экоресурс» отказал ей в приемке отходов, а «Автоспецбаза» начала принимать только ограниченный объем, — говорит Шахматов. — Соответственно, в «Сороежке» решили, что так дальше работать в городе они не смогут.
В сюжете «Вестей» директор «Экоресурса» Евгений Шепелев рассказывал, что «Сороежка» работала с ним с конца 2014-го до конца 2015-го, затем сотрудничество прекратилось. Однако, по данным Шахматова, «Сороежка» сотрудничала с «Экоресурсом» до лета 2016-го. Сам Шепелев при этом заявил «Проспекту Мира», что с новокузнецкой компанией он в 2016-м не работал.
Впрочем, на круглом столе по теме нового закона об обращении с отходами красноярский природоохранный прокурор Роман Ткаченко сказал, что «Сороежка» свернула работу «в связи с необходимостью смены направления деятельности». Его ведомство выясняло причины ухода компании, и оказалось, что вывоз мусора «не приносит ожидаемый экономический эффект».
— При этом никакого давления органов власти и контрольно-ревизионных органов не оказывалось, — сказал Ткаченко. — Указанная позиция отражена в ответе головного офиса компании «Сороежка» (на запрос прокуратуры).
Почти сразу, как «Сороежка» заявила об уходе из Красноярска, в городе появился новый транспортировщик мусора — «Бакмэн». Ее учредитель и директор — все тот же Евгений Шепелев. Сам он говорит «ПМ», что «Бакмэн» запускался как большой проект, однако потом его пришлось «притормозить».
— Машины купили, баки. Но пока проект дальше не развиваем — несколько машин ходит и всё: с баком одна, четыре «Мерседеса» больших и одна маленькая, — перечисляет Шепелев.
Скриншот: instagram.com/s500ur
Однако на сайте «Бакмэна» говорится, что компания (созданная менее четырех месяцев назад) «является основным перевозчиком отходов в Красноярске» и вывозит мусор в семи районах города, обслуживая «более 4000 жилых домов», а также сотрудничает с коммерческими и бюджетными организациями.
По телефону в офисе «Бакмэна» корреспонденту «ПМ», представившемуся потенциальным клиентом, подтвердили эту информацию и сказали, что в их автопарке находится «порядка 20 машин». Для сравнения: у «Сороежки» в Красноярске было девять автомобилей, а всего в ноябре в городе работало 157 мусоровозов.
При этом у нового мусороперевозчика Шепелева много общего с «КОС-Красноярск». Офис «Бакмэна» находится на улице Куйбышева, 97 — в помещении под номером 187. До недавнего времени там же располагался и офис «КОС-Красноярск». Лишь 27 января тот переехал на улицу Телевизорную — по соседству с «Комресурсом».
До этого у двух мусороперевозчиков совпадал не только адрес, но и телефоны. На их корпоративных сайтах также идентичны и изображения мусорных урн, баков и прочих контейнеров. Наконец, предложения о сотрудничестве в «Бакмэне» предлагают высылать на почту с доменом kos24.ru.
Замечание корреспондента «ПМ» о том, что две фирмы, возможно, связаны между собой, в «Бакмэне» проигнорировали.
Скриншот: 2gis
По словам депутата Виталия Дроздова, единственным, помимо «Автоспецбазы» и «Экоресурса», у кого есть шансы стать региональным оператором в Красноярске, является компания «Чистый город». У нее есть мусоросортировочный завод, но нет полигона, без которого стать оператором невозможно. Компания возила отсортированные отходы на другие площадки.
Как только «Чистый город» подыскал место для своего полигона, у компании начались трудности. Обустроить площадку решено было в солонцовском сельсовете Емельяновского района. На публичных слушаниях выдать участок под строительство сначала разрешили, но затем администрация сельсовета обжаловала в прокуратуре результаты слушаний, которые сама же и провела.
С тех пор, говорит гендиректор предприятия Сержик Киракосян, за работой завода начала «чересчур пристально» следить природоохранная прокуратура. «Сколько уже проверок было — каждую неделю два раза, каждый месяц два-три раза», — жаловался он.
По данным Сергея Шахматова, природоохранная прокуратура в 2016 году провела четыре плановых проверки «Чистого города», семь внеплановых, выписала предприятию шесть административных предписаний, подала восемь исков в суды и возбудила два уголовных дела.
Проверяли «Чистый город» и правда часто, как следует из доклада прокурора Романа Ткаченко на круглом столе. Только перечисление обнаруженных во время проверок нарушений «Чистого города» заняло у него минут пять. Предприятие, например, без разрешения сбрасывало мусор на земли рядом с заводом, захоранивало отходы без сортировки, а также подтасовывало факты.
— Согласно данным «Чистого города», на предприятии «усохло» в 2015 году около 300 тысяч тонн принятых отходов, — сказал Ткаченко. — Кто глубоко разбирается в теме, понимает, насколько неправдоподобны эти цифры. Весь Красноярск в год производит 442 тысячи тонн.
В итоге заводу запретили сбрасывать мусор на участке и обязали вывезти с него уже захороненные отходы.
Своего полигона у «Чистого города» пока не будет — публичные слушания о строительстве площадки в Емельяновском районе по иску природоохранной прокуратуры признаны несостоявшимися, положительное заключение о строительстве отменено. В январе «Чистый город» работу мусоросортировочного завода приостановил.
— Любите вы «Чистый город», — слушая доклад, с иронией обратился к прокурору депутат заксобрания Александр Симановский.
«Экоресурс», для сравнения, в прошлом году прокуратура проверила один раз — по заявлению экс-депутата горсовета Сергея Суртаева проинспектированы мусоросортировочные станции и полигон холдинга на Бадалыке. Эта проверка закончилась ничем.
Между тем основной полигон у «Экоресурса» сейчас располагается возле Шинного кладбища. Часть его находится в Березовском районе, часть — в Красноярске, то есть в черте города, а значит, хоронить отходы там нельзя.
Евгений Шепелев говорит, что мусор на ней и не размещается. Однако на том же круглом столе представители движения «За Красноярск без мусора» продемонстрировали фото, сделанные, по их словам, в городской части свалки, на которых видны свежие отходы и техника. Прокуратура пообещала устроить проверку.
Подозрения в попытках монополизировать рынок сам Евгений Шепелев называет абсурдом. «Гарантий того, что наша компания станет оператором, нет, — сказал Шепелев «ПМ». — Это открытый конкурс — любая организация может выиграть. Поэтому, когда говорят, что наша компания или другая пытается монополизировать рынок, — это бред. У меня нет гарантий, что не придет какой-нибудь Пупкин и ему не отдадут право быть оператором».
«Самозваных экологов» директор «Экоресурса» обвиняет в том, что они, возможно, «хотят завести другую компанию на рынок»:
— Сейчас они пытаются дестабилизировать ситуацию в городе, чтобы всем казалось, что в Красноярске ничего хорошего на самом деле нет, а вот придет новая компания — и будет город-сад.
(открыть картинку в новой вкладке)