​Нарисовались: как зарабатывают на комиксах в Красноярске

Редакция «ПМ»
1909
В Красноярске за последние два с половиной года открылось два магазина комиксов — «Комод» и «Карандаш». Новинки в них можно стабильно покупать по ценам, которые существенно ниже, чем в крупных книжных сетях. Владельцы красноярских комикс-сторов на бизнес пока не жалуются: вход на рынок довольно небольшой, а рентабельность зашкаливает.

Первыми продавать комиксы на постоянной основе в Красноярске начали в магазине настольных игр Hobby Games в ТК «Изумрудный город». Сам магазин существует уже больше десяти лет, однако комиксы появились там примерно два с половиной года назад.

— Я увлекался ими с детства, рассказывает владелец торговой точки Александр Жуков. Однако то было просто хобби, заняться этим как бизнесом в голову не приходило. Тем более что и рынка комиксов тогда не было.

Летом 2013 года Жуков на пробу закупил несколько комиксов российского издательства Bubble (создано в 2012 году Артемом Габреляновым, сыном известного медиамагната) и некоторых других.

— Внезапно интерес к ним у покупателей оказался выше, чем мы ожидали. Все комиксы раскупили за неделю. Поэтому мы открыли отдельное направление в магазине, — говорит начинающий комикс-магнат.

Уголок сначала оставался безымянным, но число покупателей комиксов постоянно увеличивалось, и год назад он дорос до названия«Комод».

Александр Жуков признает, что войти на рынок комиксов с уже имеющимся магазином ему было легче, чем начинать всё с нуля, когда нужен стартовый капитал, деньги на аренду, на ремонт помещения и на зарплату. В случае же с Hobby Games и «Комодом» по сути просто произошло расширение ассортимента.

— Сейчас комиксы и настольные игры по продажам распределяются примерно 60 к 40. Поэтому мы работаем над тем, чтобы сделать отдельный полноценный магазин, — делится планами Жуков.

Фото предоставлено магазином «Комод»

Впрочем, отдельный комикс-стор в Красноярске уже есть это магазин волгоградской сети «Карандаш», открывшийся в декабре 2014 года. Магазин в городе развивает красноярец Алексей Варданян.

Небольшая лавка комиксов разместилась на проспекте Мира в магазине «Маска». Первоначальный капитал на открытие «Карандаша» составил 500-600 тысяч рублей. Окупить вложения Варданян планировал уже через шесть месяцев, однако скачок доллара эти планы скорректировал до года.

Алексей говорит, что всегда был коллекционером, который собирал все выходившие на русском языке комиксы, заказывая их по интернету в магазинах Москвы и Волгограда.

— Я подумал: если я покупаю комиксы, то, наверное, в городе есть и другие. Так и родилась идея открыть офлайн-магазин в городе, вспоминает он.

В обоих магазинах можно найти больше сотни наименований: как обычной периодики в мягких обложках, так и дорого оформленных «лонгформ», «абсолютных изданий» типа «Мауса», «Песочного человека» или «Хранителей». На полках стоят издания DC Comics, Marvel, Dark Horse, Image Comics, «Комикс АРТ», «Бумкнига» и другие.

Логистика доставки у комикс-шопов централизованная. «Карандаш» заказывает товар через волгоградский головной магазин. «Комод» сотрудничает с питерской лавкой комиксов «Апельсин».

Заказы делаются раз в неделю, разница между выходом новинки в Москве и Красноярске не превышает 12 дней. По словам Жукова, еженедельно издательства анонсируют до пяти новинок: магазины даже не успевают поддерживать ассортимент предыдущих наименований, так как вынуждены вкладывать все средства в приобретение новых.

— И они все расходятся. Причем каждый раз, как мы делаем анализ, то думаем, что в какой-то момент придет спад продаж. Но пока мы, видимо, еще даже до пика интереса не дошли. Покупателей становится только больше, радуется владелец «Комода».

Типичный покупатель «Карандаша» — подростки старшего возраста, а также 20-летние молодые люди, среди которых гораздо реже, но встречаются девушки. Предпочтение отдают больше «классическим» комиксам про супергероев, чем так называемым графическим романам, но просто потому что их чаще переводят и выпускают. При этом в ассортименте комикс-сторов почти нет манги, в отличие от крупных сетей. И это скорее не идеология магазинов, а политика рынка — японские комиксы берут уже не так охотно, как раньше.

Фото: vk.com/superkarandash

В структуре продаж комиксов, по оценкам Варданяна, 90% занимают переведенные издания и максимум 10% — на языке оригинала, которые в разы дороже переводов, так как закупаются за рубежом:

— В связи с курсом валют оригинальные комиксы это вообще неликвидный товар. Тем более пока нужный комикс дойдет до России, скорее всего уже издадут его перевод. Бывают клиенты, которые предпочтут оригинал, но это единичные коллекционеры.

Помимо комиксов, магазины торгуют сопутствующими товарами (мерчем): фигурками, наклейками, игрушками, открытками, магнитами, значками и прочим. Однако сейчас они всё больше выполняют роль антуража, чем товара — стоимость на них выросла пропорционально курсу доллара.

Фото предоставлено магазином «Комод»

При этом цены на товары в «Комоде» и «Карандаше» всё равно примерно на треть ниже, чем в том же «Читай-городе».

— Издатель дает относительно низкую стоимость, — объясняет Варданян. — Но в федеральных сетях должна быть единая ценовая политика в каждом городе, поэтому и наценка в крупных книжных доходит до 100%. В комикс-шопах наценка бывает всего 20% — как на хлеб.

Но и при такой наценке бизнес показывает впечатляющую прибыльность. В месяц на закупку комиксов тратится 120-150 тысяч, однако прибыль за тот же период достигает 250-300 тысяч рублей, максимальная рентабельность 40-50%.

На продажи влияют не только праздники, но и экранизации.

— Когда в прокат вышел «Дэдпул», в магазине сразу раскупили все комиксы про него, делится Жуков.

Фото: vk.com/superkarandash

Взаимную конкуренцию коллеги по бизнесу рассматривают в положительном ключе, считая, что она только развивает рынок комиксов в Красноярске.

— Не то чтобы мы активно следим друг за другом. Мы работаем, они работают в итоге развиваем рынок вместе, считает Алексей Варданян.

Александр Жуков согласен с ним, полагая, что развитие одного из местных комикс-сторов способствует и популярности второго.

— Люди узнают про существование «Карандаша», начинают искать информацию про него и в итоге находят заодно и нас, говорит он. В любом случае мы с ними находимся в разных районах, у нас разные постоянные клиенты, так что друг другу мы точно не мешаем.
Система Orphus

Читайте также

Новые материалы

Читаемые материалы

Мы в соцмедиа
Наши проекты
Читай нас там, где удобно
Закрыть
Наверх