Уведомления
Уведомления
32 2 м/с

Перенос длиной в 45 лет: почему злобинскую нефтебазу до сих пор не ликвидировали и какие есть планы на эту отравленную землю

Александр Ибрагимов
1297

В Красноярске планируют ликвидировать злобинскую нефтебазу «Красноярскнефтепродукта», которая уже много лет несет потенциальную пожарную и экологическую угрозу городу. Параллельно готовится новая концепция застройки территории, а в январе у компании появился и новый директор, ранее имевший отношение к строительному бизнесу. Рассказываем, что об этом известно.

В декабре краевая компания «Красноярскнефтепродукт» («КНП») заказала разработку проекта ликвидации своей злобинской нефтебазы в переулке Тихом, недалеко от Октябрьского моста на правом берегу. По данным сайта госзакупок, разработкой займется красноярская компания «ПромСтройЭксперт», вызвавшаяся выполнить проект за 600 тысяч рублей (при начальной цене контракта 1,36 миллиона).

«ПромСтройЭксперт» должен будет составить детальный план ликвидации нефтебазы, рассчитав в том числе, сколько времени и денег на это уйдет. Среди прочего разработчику нужно составить «перечень мероприятий по освобождению опасного производственного объекта от опасных веществ». План, по условиям контракта, проектировщикам нужно предоставить к апрелю.

Фото: dela.ru

За несколько месяцев до этого, в сентябре, «КНП» объявлял также торги на разработку концепции и комплексного развития территории нефтебазы. Их выиграла архитектурная компания «А2 Инжиниринг» Бориса Шаталова. Стоимость работ — 3,6 миллиона рублей при начальной цене почти 8,3 миллиона.

Кроме того, в январе у «КНП» сменился гендиректор — вместо Андрея Чернова назначен 65-летний Борис Золотарев. Золотарев в свое время был губернатором Эвенкии, до назначения гендиректором «КНП» четыре года был его заместителем, а с 2011-го по 2015-й — первым замом председателя правления строительной компании «Монолитхолдинг».

База у Злобино

Первая красноярская нефтебаза располагалась в районе старого железнодорожного моста через Енисей, говорится в статье журнала «Науковедение». С 1929 года основной для города стала база возле деревни Злобино. Эта территория тогда не входила в черту Красноярска, но по мере расширения города вошла в его границы, а затем и обросла жилыми районами. Участок с нефтебазой, по данным публичной кадастровой карты, занимает более 196 тысяч квадратных метров. На ее территории, по данным из статьи, находятся резервуарный парк из более чем 50 цистерн, железнодорожная эстакада, насосные станции, трубопроводы, три причала, испытательная лаборатория и другие объекты.

Как писала «КП-Красноярск», за годы существования предприятия почва под ним пропиталась нефтепродуктами. Во время подъема уровня в Енисее они периодически попадают в воду, оставляя радужные пятна на поверхности реки. Это не раз становилось поводом для проверок природоохранными службами, которые выявляли нарушения законодательства в работе нефтебазы.

Планы на перенос

Еще в генплане Красноярска 1973 года злобинскую нефтебазу предлагалось перенести за пределы города, так как она создавала пожарную угрозу близлежащим домам. Спустя 10 лет городские и краевые власти начали выбирать альтернативную площадку под нефтехранилище. Рассматривались земли совхоза «Солонцы» в деревне Песчанка в Советском районе Красноярска и в районе поселка Коркино. Выбран был второй вариант — под новую базу выделялся 31 гектар, ее строительство оценили в 22 миллиона советских рублей, а начать стройку хотели в 13-ю пятилетку (1990-1995 годы).

Однако в перестройку эти планы отложили, а с развалом СССР перенос злобинской базы, изначально входивший в стратегию развития нефтяной отрасли в Восточной Сибири, «превратился в частную экологическую и технологическую проблему Красноярска», писали в «Науковедении». В 1990-е предпринимались попытки перенести нефтебазу за черту города, но финансирования на это всякий раз не находилось. В то время работы оценивались уже в 60 миллиардов рублей (в ценах 1995 года).

С новой силой о ликвидации нефтехранилища заговорили в нулевых на фоне бума жилищного строительства, когда в Красноярске стало не хватать земель с готовой инфраструктурой, писал «ФедералПресс». С тех пор власти стали рассматривать площадку под нефтебазой для строительства нового жилого района. Впрочем, и тогда с мертвой точки дело не cдвинулось.

Вновь тема переноса предприятия актуализировалась уже после пожара и взрыва на нефтебазе в конце 2012-го (пожар, по счастью, не перекинулся на соседние здания). Для нового места нефтехранилища теперь рассматривались участки возле ТЭЦ-3 в Красноярске, в Березовском районе и в Емельяновском — на площадке, где планировалось строить ферросплавный завод. По расчетам середины 2010-х строительство новой нефтебазы обойдется в 4,5 миллиарда рублей. Как поясняли в краевом министерстве промышленности и торговли, ни у «КНП», ни в бюджете денег на это не было, так что в 2015-м перенос базы снова отложили.

Скриншот: спутник Google

Планы на застройку

Тем не менее за последние годы было подготовлено два проекта застройки территории нефтебазы. Еще в 2014 году институт «Красноярскгражданпроект» спроектировал жилой район «Сибирский». Проектируемая территория занимала 152 гектара, в нее, судя по рисункам, входили также соседние с базой участки вдоль берега по обеим сторонам Октябрьского моста. Институт предлагал построить на ней жилье общей площадью почти 303 тысячи квадратных метров, школу, три детских садика и поликлинику.

Как отмечали на сайте «Сибдом», одной из сложностей потенциальной застройки территории является то, что даже после рекультивации загрязненных земель по нормативам строить жилье на них нельзя. «Красноярскгражданпроект» на местах, которые непосредственно пропитались нефтью, предлагал построить общественно-деловой центр. В него вошли бы торговый комплекс с кинозалом, кафе, спортивный комплекс с бассейнами, а также офисы на две тысячи рабочих мест. Правобережную набережную предлагалось благоустроить, соорудив там пешеходный бульвар. Этот проект так и не был утвержден.

Затем, в 2017 году, свой эскизный проект застройки и развития территории злобинской нефтебазы представила архитектурная мастерская «Первая линия». По замыслу архитекторов, на месте нефтебазы должен был появиться жилой район на пять тысяч человек, площадь жилья составила бы 165 тысяч квадратов. Дома планировалось строить высотой 5, 9 и 26 этажей, также предусматривались школа и детский сад, спортивные комплексы. В концепции мастерской предлагалось вывезти пропитанный нефтью грунт, а на месте извлеченной земли построить подземную парковку.

Фото здесь и ниже: 1ln.ru

Кроме того, «Первая линия» в своем проекте сохраняла историческую память о площадке: архитекторы предлагали установить фонари, похожие на нефтеналивное оборудование, а часть общественно-деловых зданий у Енисея своим видом должна была напоминать цистерны.

В феврале 2018-го руководитель мастерской Артур Пилипенко рассказал, что проект заказали собственники земельного участка с нефтебазой. Но пока шла разработка, стало известно, что территорию могут продать, пояснил он, так что и этот проект останется нереализованным.

Что сейчас

О том, что компания намерена закрыть нефтебазу и продать участок под ней, год назад депутатам говорил тогдашний директор «КНП» Андрей Чернов. По его словам, от продажи земли под жилой район нефтяная компания может выручить один миллиард рублей. «ФедералПресс» отмечал, что по предварительным оценкам, земля может стоить и до пяти миллиардов — впрочем, Чернов эту сумму назвал «далекой от реальности».

Тогда же Андрей Чернов заявлял, что вывести из эксплуатации нефтебазу можно будет до конца 2018 года. «Остальные вопросы, связанные в том числе с рекультивацией, вариантами использования данного участка, подлежат еще проработке и более комплексному рассмотрению», — говорил он. Есть ли потенциальные покупатели на участок, Чернов не уточнял.

Для решения этих вопросов, видимо, и были объявлены торги на разработку проекта ликвидации нефтебазы и концепции развития территории. Причем концепцию нужно было представить заказчику к 5 февраля, то есть она уже должна быть готова. Согласно техническому заданию, концепция охватывает сам участок нефтебазы в 196 тысяч квадратных метров, смежную с ней набережную площадью 8,8 тысячи квадратов и железную дорогу, заходящую на территорию нефтебазы. Сейчас у каждого участка разные собственники: набережная принадлежит городу и арендуется «КНП», участок с дорогой находится в федеральной собственности и его снимает компания «РЖД». В «Красноярской железной дороге» сказали «ПМ», что пока переговоры о передаче земли с ними никто не вел.

В техзадании сказано, что разработчик должен сделать эскизный проект застройки территории. Площадь жилых зданий должна быть не меньше 200 тысяч квадратных метров, на одного человека должно приходиться 34 квадрата. Можно подсчитать, что в жилом районе планируют поселить почти 5900 человек. Также проектировщики должны предусмотреть социальные, культурные объекты, инженерные коммуникации и объекты транспортной инфраструктуры, включая парковки. Кроме того, нужно будет спланировать благоустройство и озеленение территории, а также «экологическую реабилитацию».

Согласно техзаданию, осваивать территорию надо будет поэтапно, таким образом, чтобы в проекте могло участвовать несколько застройщиков. Предполагается, что для этого в будущем большой участок нефтебазы разобьют на несколько поменьше.

Гендиректор компании-разработчика «А2 Инжиниринг» Борис Шаталов не стал раскрывать детали проекта, перенаправив к заказчику концепции, компании «КНП». В пресс-службе «КНП» «ПМ» рассказали только то, что вся доступная на текущий момент информация есть в тендерной документации. В компании пообещали рассказать все подробности, когда будет готов проект ликвидации базы. «ПМ» также прислал вопросы о планах на застройку территории краевому минпрому, курирующему «КНП», — там пообещали ответить, но за несколько дней этого не сделали.

А вы уже читаете «Проспект Мира» в Яндекс.Дзене?

Новые материалы

Читаемые материалы

Наши проекты
Читай нас там, где удобно
Закрыть
Наверх