Posted 30 июня 2022,, 12:34

Published 30 июня 2022,, 12:34

Modified 29 мая 2023,, 10:42

Updated 29 мая 2023,, 10:42

Общественным транспортом в Красноярске хочет заняться московская компания — она может изменить и ликвидировать ряд маршрутов. Что об этом известно

30 июня 2022, 12:34
«Мовисту» связывают и с госкорпорацией «Ростех», и с крупнейшим производителем трамваев. Она уже зашла в ряд городов по концессии, а краевые и городские законы без лишнего шума скорректировали еще в конце мая и середине июня.

Общественным транспортом в Красноярске может заняться московская компания «Мовиста Регионы» — она планирует существенно изменить транспортную сеть и ликвидировать ряд маршрутов. В СМИ «Мовисту» связывают и с госкорпорацией «Ростех», и с крупнейшим в России производителем трамваев. Она уже зашла в ряд городов по концессионному соглашению, а краевые и городские законы без лишнего шума скорректировали «под концессию» еще в конце мая и середине июня. Рассказываем, что известно о ситуации. 

Как принималась концессия 

Тема концессии обсуждалась на сессии ЗС 26 мая, документ об участии края в концессионных соглашениях внес депутат Егор Васильев. Заявлялось, что на правом берегу Красноярска в течение трех лет реконструируют более 51 километров трамвайных путей. Среди планов упоминали и покупку более 70 трамваев, и строительство новой ветки до «Солнечного».

В своем выступлении Васильев упоминал «участие частного инвестора» в «многомиллиардном проекте обновления электротранспорта Красноярска». Первый вице-спикер Сергей Попов говорил о возможности «привлечения частного капитала». Депутаты приняли документ сразу в двух чтениях.

15 июня тема концессии дошла до городского совета — на сессии депутаты приняли проект изменений в правила организации пассажирских перевозок. Вносился он мэром Сергеем Ереминым, докладчиком выступал и.о главы дептранса Максим Силкин. Со его слов, суть проекта — добавить в соответствии с федеральными законами возможность осуществления перевозок концессионером, работающим на основе договора о муниципально-частном партнерстве.

Из протокола сессии можно понять, что предложение властей вызвало скепсис у некоторых депутатов. Вячеслав Дюков заявил, что «в стране нет ни одного удачного примера заключения концессионного соглашения», добавив, что «поступившее в мэрию соглашение содержит значительные риски для бюджета города». Глава дептранса уточнил, что у депутатов горсовета будет возможность скорректировать проект.

Депутат Роман Крастелев упомянул на сессии название компании, которая направила в мэрию концессионное соглашение — группа «Мовиста». Парламентарий не согласился с аргументом Силкина о том, что горсовет обязан добавить пункт о концессии в правила перевозок из-за федеральных законов — по словам депутата, закон подразумевает право, а не обязанность.

Усомнился Крастелев и в успешной работе предприятия, «у которого нет ни одного положительного опыта работы в России», также упомянув ее малый уставной капитал в 10 тысяч рублей и штатную численность в 7 сотрудников. Еще одним риском, по мнению депутата, является то, что инфраструктура электротранспорта (машины, депо и иные объекты) по соглашению концессии уходит под контроль «Мовисты».

Чиновники парировали: благодаря соглашению город впоследствии должен получить деньги на проект развития транспорта. На вопрос депутата Ивана Азаренко о том, может ли город получить деньги без участия «Мовисты» в концессии, глава департамента финансов Роман Одинцов ответил отрицательно.

В итоге, «за» проголосовали 19 депутатов, «против» — 10, «воздержались» 2.

«Мовиста»: «Ростех» и трамваи «Трансмашхолдинга» 

«Мовисту» в СМИ периодически связывают с «Трансмашхолдингом», одним из крупнейших производителей трамваев в России. Кроме того, гендиректор компании Александр Советников в прошлом руководил предприятием «РТ-Инвест Транспортные Системы» (РТИТС) — дочерней структурой «РТ-Инвест», которая, в свою очередь, является инвестиционной «дочкой» госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова. РТИТС известна как оператор системы «Платон», которая вызывала протесты дальнобойщиков по всей стране.

В СМИ можно найти публикации о попытках захода «Мовисты» в другие российские города под темой концессии в сфере электротранспорта: в Липецке, Курске, Волгограде, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Перми, Южно-Сахалинске и Новосибирске. В ряде случаев для этого создавались отдельные юрлица под названиями «Мовиста Нижний Новгород», «Мовиста регионы Курск» и так далее. ООО «Мовиста Регионы Красноярск» зарегистрировали еще 6 апреля.

 ООО имеет ту же московскую прописку в комплексе «Красный Октябрь на Берсеневской набережной, 8с1», что и головной офис, гендиректором красноярской «Мовисты» значится все тот же Александр Советников.

По словам нескольких депутатов горсовета и заксобрания, которые согласились пообщаться с корреспондентом «ПМ», представители «Мовисты» с весны этого года участвуют в совещаниях в мэрии Красноярска. О представителях «Мовисты» в городе «ПМ» рассказала и сотрудник «Гортранса» Нина Михалева.

«Они осматривали трамвайное предприятие и депо, оценивали состояние трамвайных путей. Вели себя достаточно уверенно — создавалось ощущение, словно они уже точно знают, что будут работать в нашем городе и в концессии будут участвовать именно они. Предположу, что кто-то их лоббирует из Москвы — настолько уверенно и широко они сейчас заходят в различные регионы по стране, включая наш край».

В департаменте информационной политики «ПМ» сообщили, что представители «Мовисты» выходили на контакт с властями города «в этом году, и не только с властями города». В краевом минтранспорте «ПМ» оперативно ответить на вопросы о заходе «Мовисты» в регион не смогли, предложив направить запрос на электронную почту.

Планы «Мовисты» на транспортную сеть Красноярска

Основные претензии, которые выдвигают критики концессии с «Мовистой» — риски ликвидации или серьезного изменения целого ряда автобусных маршрутов, в первую очередь это относится к правому берегу. 

«Если концессию утвердят в том виде, в котором ее предложила компания, то у фирмы будут развязаны руки на перекраивание маршрутной сети города, — утверждает Роман Крастелев. — "Мовиста" будет "снимать сливки" для себя с Красноярского рабочего — оттуда уберут автобусы, и оставят только трамваи, которые будут находиться под контролем компании. Проигравшими будут пассажиры, для которых транспортная доступность и связность ухудшится».

В распоряжении «ПМ» есть презентация, которая, судя по всему, была заказана «Мовистой» в «Центре экономики инфраструктуры» (ЦЭИ). Презентация была подготовлена 14 июня — за день до заседания сессии горсовета.

Речь в презентации ведется о предлагаемых изменениях в маршрутную сеть «в связи с реализацией проекта по строительству и реконструкции трамвайных линий». Источники «ПМ» утверждают — эта же презентация показывалась «Мовистой» в мэрии на совместных совещаниях.

По нашей информации, траты городского бюджета в рамках концессии предварительно оценили в 51,77 миллиарда рублей в течение 25 лет.

Варианты запуска трамвая с правого берега до «Солнечного».

Помимо вопросов о вариантах прокладки трамвайной ветки с правого берега до «Солнечного», в конце презентации обсуждается, что будет с действующими маршрутами трамваев и автобусов, если трамвай №8 между правым берегом и «Солнечным» отправят по «длинному» маршруту с протяженностью в 34 километра. Этот «длинный» маршрут будет включать в себя остановки в «Солнечном», на Предмостной, а также на 60 лет Октября и КрасТЭЦ.

В этом случае, по замыслу авторов проекта, трамваи №4 и №7 должны быть отменены. Отмена ждет и автобусы №2, №7, №23, №40а, № 43, №60, №61 и №95.

Маршруты, которые отменят в случае появления «длинного» трамвая с правого до Солнечного.

Изменения в движении затронет трамваи №5 и №6, троллейбус №6 и автобусы №3, №6, №9, №18, №22, №40, №40с, №49, №50, №55, №58, №64, №87 и №90.

Маршруты, которые изменят в случае появления «длинного» трамвая с правого до Солнечного.

По мнению предпринимателя в сфере перевозок Виктора Сидорова, заход «Мовисты» в Красноярск «может иметь далеко идущие последствия» для пассажиров.

«Я в некотором смысле шокирован всеми этими известиями. С учетом предлагаемых изменений, со стороны выглядит так, словно работу красноярских перевозчиков просто "обнулят" таким шагом. Зачем тогда местный бизнес закупал автобусы и трамваи — непонятно».

Сидоров предположил, что после захода «Мовисты» на красноярский рынок перевозок проезд может подорожать: «Конечно, это произойдет не сразу, но за полтора-два года они вполне спокойно продавят решение о повышении уровня тарифа до столичных ценников, по которым они привыкли работать — проезд за 50 рублей может стать реальностью».

В городском департаменте информполитики «ПМ» заверили, что все возможные изменения в маршрутной сети города в связи с заходом «Мовисты» пока могут находиться лишь на предварительной стадии обсуждения — до подписания концессии еще далеко, а сейчас проект документа будет обсуждаться рабочей группой депутатов Горсовета: документ могут изменить или отклонить. 

«ПМ» не удалось связаться с «Мовистой регионы» — один из телефонов, указанных в «СПАРКе», оказался недействительным. На другом номере корреспонденту ответили представители службы поддержки, которые затруднились предоставить иной контактный номер. Сайт «Мовиста регионы» де-факто не работает — на главной страничке установлена «заглушка». В поддержке компании «ПМ» объяснили, что сайт сейчас проходит «реконструкцию», дата окончания которой неизвестна.

Есть новости? Присылайте их нашему боту в телеграме или в сообщения паблика в VK.

"