Posted 1 ноября 2017,, 10:12

Published 1 ноября 2017,, 10:12

Modified 29 мая 2023,, 09:17

Updated 29 мая 2023,, 09:17

«Пешеход у нас второй сорт»: почему в Красноярске так плохо с тротуарами

1 ноября 2017, 10:12

Красноярский урбанист Иван Санников прошелся по городу и выяснил, что гулять у нас не так-то и просто. Он рассказал «Проспекту Мира», как отсутствие пешеходной среды стимулирует автомобильные пробки и мотивирует асоциальные элементы.

По городу ходят все — дети, взрослые, пенсионеры. Ходят сантехники, инженеры, повара, журналисты. Ходят автомобилисты и чуть побольше пешеходы. Если на улицах много людей, город процветает. Наоборот — деградирует. Об этом хорошо писала лондонская инженерная компания ARUP, почитайте конспект-перевод.  

Исследователи называют 50 причин делать города удобными для пешеходов. Мне интересна самая острая и неприятная, о которой красноярцы думают каждое утро и вечер, а новый мэр-транспортник так вообще круглые сутки — это доступность. Когда мы говорим о пробках, мостах, развязках и остановках, мы обсуждаем доступность. Это возможность для всех жителей города дойти в магазин, доехать на работу, прогуляться. 

Обязательная черта хорошей пешеходной среды — непрерывность. Никому не нужен тротуар, который внезапно обрывается, а потом приходится идти по грязи или по дороге. Как на улице Шумяцкого: 

На другой стороне дороги видно протоптанную дорожку, здесь ходят часто

Часто недоделанные или совсем отсутствующие тротуары можно найти в новых микрорайонах. Девелоперы сдают квартиры и асфальт под парковку вокруг дома, прокладывают дороги, но не прокладывают тротуары. Если вы живете в комплексе «Орбита», сначала вам предлагают идти по грязной бетонке между забором и дорогой: 

 

Потом бетонка кончается:

 

Но там уже недалеко парковка, можно сесть в машину и поскорее встать в пробку.  Чтобы дойти до автобусной остановки, нужно прыгать по тропинкам и уворачиваться от машин еще метров 300:

Прерывающаяся пешеходная среда — тоже причина пробок в городе. Работает это просто. Человеку не нравится месить грязь и обходить лужи. Поскольку ходить некомфортно и небезопасно, он пересаживается на автомобиль и едет от двери до двери. Ощущение, что к тебе, пешеходу, относятся как ко второму сорту, зато для машин строят новые и расширяют старые дороги, рождает желание выбраться из грязи, стать, наконец, человеком — и сесть за руль. Город стимулирует появление новых машин, новые машины порождают новые пробки. 

Вот так более-менее комфортная жизнь пешехода обрывается на перекрестке Киренского-Копылова: 

 

Дальше только так: 

 

Когда по улицам ходят люди, в городе становится безопасней. На безлюдных улицах хулиганы бьют морды, а маньяки выглядывают из-за кустов. Когда по улице можно спокойно дойти куда захочешь, город расцветает, бизнес развивается, люди смотрят друг на друга и понимают, что все разные и всем есть место. Пока тротуары обрываются и ведут в грязь, всё будет плохо:

 

"