Posted 25 ноября 2015,, 08:35

Published 25 ноября 2015,, 08:35

Modified 29 мая 2023,, 09:25

Updated 29 мая 2023,, 09:25

Платон не друг: как протестуют красноярские дальнобойщики

25 ноября 2015, 08:35

24 ноября на Северном шоссе Красноярска состоялась очередная акция протеста дальнобойщиков, выступающих против введения системы «Платон» — автоматического взимания платы с грузовиков за каждый километр пути по федеральной трассе. Аналогичные акции проходят и в других регионах страны. Станислав Казаченко присоединился к протестантам и выяснил, насколько крепкой может быть автоколонна.

За последние две недели слова «Платон» и «дальнобойщики» перестали ассоциироваться с древнегреческой философией и популярным когда-то телесериалом. С 11 ноября водители большегрузов начали забастовку и акции протеста. В Красноярском крае первые публичные выражения недовольства были под Ачинском: труженики баранки заставляли обочины своими фурами и сообщали проезжающим всё, что думают о системе взимания платы и её выгодоприобретателе, Роттенберге-младшем, красноречивыми плакатами. 19 ноября дальнобойщики поддержали под Красноярском всероссийскую акцию «Улитка»: большегрузные автомобили шли колонной со скоростью 10 километров в час, занимая целую полосу движения. И вот акцию было решено повторить — снова по всей России.

Красноярские дальнобойщики свои планы не анонсировали, но конспирация всё равно не помогла. В оговорённое время в заданной точке собралось порядка 50 машин – как грузовиков, так и сочувствующих «легковушек». За лобовым стеклом виднелись распечатанные на принтере лозунги вроде «нет поборам Роттенберга!» и «АнтиПлатон». Однако больше внимания привлекали автомобили ДПС и другие, без проблесковых маячков, ожидавшие протестантов на месте сбора.

Мы едем в головной машине с координатором акции Яном Шикиным. Впрочем, сам водитель несколько раз поправлял меня: «это не акция, мы вот просто здесь собрались проехаться». Слово «координатор» он тоже не любит — всего лишь «начал созваниваться с мужиками, ведь надо же что-то делать».

Ян — индивидуальный предприниматель из Назарово, который специализируется на переработке леса. Грузоперевозки для него — побочный бизнес, однако забастовку грузоперевозчиковон сразу поддержал. По его оценкам, в ней участвует примерно треть транспортных предприятий края (хотя обязательства по ранее заключенным договорам всё же приходится выполнять). По расчетам Яна, за первую неделю забастовки его бизнес недосчитался порядка 50 тысяч рублей — это при том, что и до внедрения «Платона» рынок грузоперевозок уже находился в устойчивом падении.

Не проехали мы и 500 метров, как колонну большегрузов обогнала машина ГИБДД: инспекторы потребовали от ведущей машины остановиться для проверки документов. Процедура затянулась настолько, что водители стали покидать припаркованные вдоль обочины фуры, окружили полицейский автомобиль и вступили в пререкания с правоохранителям. Выдвигались разные идеи по решению возникшей проблемы – от перекрытия дороги и переворачивания автомобиля ДПС до более мирных: например, всем принести водительские права, чтобы «эти менты задолбались нас всех оформлять».

Другие участники пытались вести переговоры с полицией. «Какие у вас права нас останавливать, мы же не против президента и не за Навального?», — искренне недоумевали они. Сотрудники правопорядка отвечали неохотно, но у них были свои аргументы. Во-первых, акция не согласована. Во-вторых, создаются помехи другим водителям. Но самое главное – «вместо того, чтобы преступников ловить, мы тут вынуждены за вами ездить».

Не все силовики были при погонах. Среди них были и узнаваемые люди в штатском — те самые, которых можно наблюдать на любых окколополитических мероприятиях в городе, от митингов до «Монстраций».

Хотя компромисса гаишники и дальнобойщики так и не нашли, акцию было решено продолжить. Ян остался ждать своих документов, а другие машины вновь — улитками — поползли по шоссе.

Странно, что нет внимания СМИ к нашим акциям, — рассказывал Шикин в ожидании. С федеральных каналов поддержки не ждем, но даже из местных только с одного телеканала интересовались. Вначале у них вышел один мощный сюжет, потом второй, поспокойнее. А сейчас они тоже пропали куда-то.

Парламентские партии с дальнобойщиками тоже стараются не связываться. Какая-то помощь есть от КПРФ, но тут зависит от региона: где-то удается выстроить взаимодействие, а где-то обкомы предлагают прекратить акцию (красноярские партийцы особой активности не проявляют). Нет помощи и от профсоюза: он призвал остановить забастовку на второй день, когда власти приняли решение снизить размер тарифа по «Платону».

В этот момент в наш разговор вторгаются две женщины — как оказалось, представители партии «Воля». Той самой, чей лидер Светлана Пеунова не первый год борется с инопланетной цивилизацией рептилий и спасает Землю от приближающейся вражеской планеты Нибиру. Впрочем, эти делегатки говорят весьма приземлено, обещая политическую поддержку. Ян объясняет, что движение целенаправленно дистанцируется от таких тем, а представители «Воли» парируют: «без политики мы, то есть народ, не сможем вас поддержать». Стороны меняются контактами и расходятся.

Ян ждал свои документы заметно больше часа. Через окно полицейского автомобиля было видно, что они большую часть времени лежали на бардачке без дела. Тем временем другие участники акции рассказывали по телефону, что схема повторяется — задерживают по одному, для проверки документов. В результате колонна рассеялась. Самым стойким удалось проехать около четырех километров.

Наконец, инспектор приносит водительское удостоверение и два постановления об административном нарушении, со штрафами на общую сумму 2,5 тыс. рублей. Шикина это не пугает: говорит, уже пять раз судился с ГИБДД и четыре раза ему удалось выиграть.

Обретя свободу передвижения, дальнобойщики не стали продолжать акцию и даже встречаться, направились по своим делам. Следующую подобную акцию они хотят провести 29 ноября и на этот раз планируют её согласовать. Впрочем, говорят они, даже если одобрения органов власти не будет, то выйдут всё равно.

"