Posted 11 мая 2022,, 03:43

Published 11 мая 2022,, 03:43

Modified 29 мая 2023,, 10:40

Updated 29 мая 2023,, 10:40

Российских ученых отключили от международной базы Web of Science. Грозит ли изоляция нашей науке?

11 мая 2022, 03:43
Красноярские ученые рассказали «Проспекту Мира» о последствиях отключения от базы, где больше 170 миллионов научных статей.

Российские организации отключили от международной базы научных статей Web of Science, информацию подтвердил вице-президент РАН Алексей Хохлов. В базе собрано свыше 170 миллионов научных статей и почти 2 миллиарда цитирований научных работ — эта информация использовалась в работах российских ученых и научных организаций. Красноярские ученые рассказали «Проспекту Мира» о последствиях отключения и о будущем российской науки.

По мнению кандидата биологических наук и руководителя группы научных коммуникаций Красноярского научного центра СО РАН Егора Задереева, у ученых есть возможные альтернативы, которые пока еще доступны:

«Формально ничего критичного в отключении российской науки от аналитической базы данных Web of Science нет. Для аналитики можно использовать близкую по функционалу и все еще доступную (что будет дальше — неизвестно) базу данных SCOPUS. Для поиска научных статей можно пользоваться и бесплатным сервисом Google Scholar. В мире русскоязычных научных публикаций можно ориентироваться с помощью российской электронной научной библиотеки E-Library».

Задереев отметил, что отключение от Web of Science может создать некоторые сложности. «Безусловно, часть привычных алгоритмов научной и административной работы пострадает. Информация из Web of Science в прямом виде затребована во многих официальных государственных документах и электронных системах — отчетность в министерство науки, в научные фонды. Для многих ученых аналитический поиск в Web of Science являлся привычным инструментом практически ежедневной работы».

Ученый привел в пример опыт советской генетики для иллюстрации того, насколько губительной для науки в долгосрочной перспективе может быть изоляция: «Более сильный эффект — психологический. Во-первых, всегда важна свобода выбора и разнообразие источников информации. Теряя что-то, мы можем перестроиться на другую «модель потребления», но это всегда ухудшает качество жизни. Во-вторых, некая общая среда — а базы данных научных публикаций можно рассматривать в качестве средообразующего фактора для науки — это гарантия и качества, и чувства общности, и принадлежности к мировой науке. Особенно это важно для фундаментальной науки, которая по определению интернациональна. Последствия частичной самоизоляции советской науки в некоторых областях, например, в генетике, были катастрофическими».

Задереев убежден, что у российской науки нет иного пути для развития, кроме как быть частью мирового исследовательского сообщества:

«В последние годы российская наука демонстрировала устойчивое развитие, и все больше становилась частью мирового научного сообщества. По-другому в современном мире и невозможно — решение многих научных проблем возможно лишь общими усилиями».


Исполнительный директор Красноярского краевого фонда науки Ирина Пантелеева 
также согласилась, что отключение от Web of Science создаст «определенные трудности»: «В любом случае, сложившуюся ситуацию необходимо рассматривать, прежде всего, как повод для усовершенствования отечественной системы оценки научных исследований и повышения качества российских изданий. Сейчас в этом направлении идет активная работа. И как бы ни складывалась ситуация дальше, развитие отечественной системы — важный шаг».

При этом Пантелеева предположила возможность возобновления контактов и совместной работы в будущем:

«Как показывает практика, уход компаний, журналов и других организаций с российского рынка далеко не всегда является окончательным. Учитывая, что Web of Science и SCOPUS — не государственные структуры, а частные, вполне возможно, что взаимодействие российских ученых с иностранными издательствами, как и с иностранными коллегами, продолжится».
"