Posted 19 апреля 2021,, 12:20

Published 19 апреля 2021,, 12:20

Modified 29 мая 2023,, 10:28

Updated 29 мая 2023,, 10:28

«Увидела, как там живут люди, и это был культурный шок»: как школьница из Швейцарии взялась развивать маленький поселок на Таймыре — и при чем здесь Артемий Лебедев

19 апреля 2021, 12:20

На прошлой неделе в Волочанку, маленький поселок на Таймыре в 1 700 километрах от Красноярска, на вертолете привезли 10 северных оленей. Их поселят на местной ферме, чтобы восполнить в этой местности популяцию этих животных. Транспортировку помогла организовать 16-летняя волонтер Даша Лыкова, которая раньше жила в Красноярске, а теперь учится в школе в Швейцарии.

За несколько дней до этого девушка приезжала в Волочанку вместе с гуманитарной экспедицией, которая доставила в поселок оборудование для быстрого интернета и организовала онлайн-осмотр местных пациентов. А еще раньше Даша с помощью студии Артемия Лебедева создала сайт поселка Волочанка. «Проспект Мира» с ней поговорил.

Дарья родилась в Красноярске и с первого по седьмой класс училась в местной гимназии, а затем переехала в Швейцарию, в интернациональную школу-интернат.

«Я всегда интересовалась народами Севера. В красноярской гимназии был кружок краеведа, где изучают народы, которые исторически жили на Севере, в Красноярском крае, — до того, как тут появились русские. В гимназии мой интерес и начался, когда классная руководительница задала сделать реферат про северные народы.

Потом интерес подпитал мой переезд в интернациональную школу в Швейцарии. Туда приезжают люди абсолютно разных культур из разных стран. Я поняла, насколько люди разные, насколько разнообразие в коллективе дает плюс, потому что люди смотрят на проблемы со многих сторон».

Случайно в Волочанке

«В Волочанке я оказалась первый раз абсолютно случайно два года назад. Папа работает на Севере, и так получилось, что он взял меня с собой в командировку в Норильск. Он знает людей в Волочанке, и мы поехали туда.

Я увидела, как там живут люди, и для меня это был культурный шок. Там почти отсутствует медицина, образование, например, в таких маленьких субъектах это всегда не развито».

Дарья говорит, что ее впечатлила культура местных коренных народов — долган и нганасанов. Она посчитала, что должна помочь сохранить их в Волочанке: «Я всегда увлекалась волонтерством — занималась с животными, например. После Волочанки я поняла, что могу делать что-то большее, как-то реально помочь людям».

«Любую задачу я привыкла делить на подзадачи. Я определила несколько проблемных сфер в поселке, которые нужно развить: образование, телемедицина, обеспечение стабильного дохода с помощью фермы овцебыков».

О создании фермы овцебыков «Проспекту Мира» ранее рассказывал Денис Теребихин. Его община оформила под ферму больше сотни тысяч гектаров под Волочанкой, получила грант и привезла ровесников мамонтов для разведения на Крайнем Севере. Дарья тоже участвовала в этом проекте.

По ее мнению, овцебыки дадут поселку весомый доход, с помощью фермы поселение сможет обеспечивать себя и развиваться: «Подшерсток овцебыка — это достаточно дорогой материал». А 12 апреля в Волочанку привезли еще и северных оленей, которые пропали здесь в советское время, — их популяцию решили восстановить.

Про оленей и языки

Помимо материальной стороны, есть и культурная, добавляет Даша: животноводство, по ее мнению, позволит сохранить и возродить языки местных коренных народов.

«Мне очень интересны языки. Долганы и нганасаны — это древние народы Севера, которые несут в себе колоссальную культуру и знания. Но, к сожалению, культура и многие языки стали пропадать из-за глобализма. Сейчас идет смешение идей и культур, что не плохо, но мы теряем малые народы, это есть в любой стране.

Не севере языки теряются, потому что они базировались на оленеводстве, сельском хозяйстве, животноводстве. Но домашний олень исчез во время Советского Союза из-за варварского отношения к природе. И сейчас местные там живут рыбной ловлей, охотятся на дикого оленя. Домашний олень исчез — и из-за этого начали исчезать языки. Потому что в местных языках очень много терминов, связанных со скотоводством, исторически эти народы им занимались. Сейчас там есть овцебыки, есть домашние олени, и при желании можно совместить язык и эту деятельность. Есть хорошие примеры, когда языки изучают в таком практическом формате».

Экспедиция в Волочанку

Второй раз, уже сознательно, Дарья побывала в Волочанке в апреле этого года вместе с гуманитарной экспедицией Краевой клинической больницы. Целью было провести телемост с хирургами из Красноярска, а также просветить население насчет прививок от коронавируса — в Волочанку поехала, например, доктор Лиза Бойцова, которая полгода продежурила в ковидном госпитале. «В Волочанке у нас была большая команда, мы расселились по домам местных жителей, потому что там нет ни отеля, ни хостела, естественно», — говорит Даша.

Для проведения телемоста в поселок привезли оборудование для высокоскоростного интернета. «Мы связались с хирургом Краевой больницы Альбертом Лейманом и провели тестовый осмотр больных онлайн. Выяснилось, что там есть люди с доброкачественными опухолями, которые не знают, что делать, есть ли угроза жизни или нет. Самый яркий пример, который мне запомнился: женщина, у которой полностью одубенела рука. Она когда-то ее сломала, был перелом со смещением. Женщина поехала в больницу в Дудинке, где ей просто сказали, что все срастется, наложили стандартный гипс и отправили домой. Кость в итоге неправильно срослась, теперь нужно ехать в Норильск или Красноярск, чтобы ломать все заново и сращивать правильно. Если бы в Волочанке была телемедицина, то такого бы не произошло. Хирург просто по наводящим вопросам выявил, что был перелом со смещением».

Отсутствие нормального интернета Дарья также называет среди главных проблем удаленного ото всех поселка. «Там абсолютно нет связи, очень плохой интернет — он тянет максимум текстовые сообщения по ватсапу, телеграму, а картинку будет грузить минуты четыре».

«В начале коронавируса поселок оказался в жесткой ситуации: в школу детям нельзя, а онлайн заниматься было невозможно, потому что интернета нет (в августе 2020-го в Волочанке сгорела единственная школа, и сейчас 80 детей учатся в дополнительном корпусе. В феврале край пообещал построить новую школу. — Прим. ред.). Сейчас дети ходят в школу, у них масочный режим. Но даже если не брать корону, то люди не могут банально зайти на какой-нибудь образовательный сайт и посмотреть видео. Это, конечно, удручающе».

Сайт

В июле 2020-го был зарегистрирован домен сайта поселка Волочанка — он представляет собой виртуальное анимированное путешествие в поселок из Москвы. Идея сайта принадлежит Дарье, она же участвовала в разработке — за помощью девушка обратилась в студию дизайна Артемия Лебедева.

«Кому-то из руководства понравилась идея сайта, и они взялись делать его бесплатно. Я попросила, чтобы они разрешили поучаствовать в разработке кода, потому что это хорошая практика для меня — хочу быть компьютерным инженером, мне интересны технологии. В итоге я разрабатывала базы, скелет сайта, а анимацию делали дизайнер и технолог, потому что это очень сложная вещь, непосильная для ученика школы. Сейчас студия использует сайт как промо».

«Моя цель не сделать Волочанку более доступной для общественности, — поясняет Даша идею создания сайта поселка. — Моя цель — сделать мир более доступным для Волочанки. Мы не пытаемся привести туда людей извне, мы пытаемся сам поселок связать с внешним миром».

Она приводит пример про народные украшения из бисера, которые делают нганасаны. «Это красиво и интересно. Но народные производители живут в очень отдаленном поселке и просто не могут связаться с потенциальными потребителями. Поэтому на сайте мы сделали раздел с сувенирами. Это не интернет-магазин, но это дает возможность людям посмотреть на сувениры и при желании связаться напрямую с производителем по почте, например».

Другая цель сайта — это сбор денег на развитие поселка. По словам Даши, в целом деньги для реализации идей добывают тремя способами. Во-первых, краевые гранты, с помощью которых удалось закрыть половину затрат на создание ферм овцебыков и северных оленей. Второй способ — это сотрудничество с бизнесменами, которые работают на Севере. Даша, по ее словам, связывалась с некоторыми из них, и несколько людей отозвались и согласились помочь. И третий способ — сбор средств, краудфандинг на сайте Волочанки, где есть специальный раздел для пожертвований.

Что дальше

«Проблема в любом благотворительном проекте, с которыми я сталкивалась, в том, что после достижения цели сам проект часто просто пропадает. Например, что-то было построено, а теперь оно гниет. Люди сами по себе не способны это поддерживать в хорошем состоянии.

Основная цель сейчас — улучшить интернет. Хорошая скорость откроет новые возможности в рамках почти всех проектов, которые есть сейчас. В будущем, когда я закончу работать с этим поселком, когда он сможет сам себя обеспечивать, я, наверное, переключусь на другие похожие случаи, потому что таких поселков в России с ее огромными территориями очень много. Волочанка — уникальное место, но не единственное. Поселков, деревень много, и они встречаются с такими же проблемами».

"