Posted 2 февраля 2021,, 12:50

Published 2 февраля 2021,, 12:50

Modified 29 мая 2023,, 10:26

Updated 29 мая 2023,, 10:26

Во время протестов в Красноярске 15 муниципальных пассажирских автобусов отдали под автозаки. Разбираемся, законно ли это

2 февраля 2021, 12:50

На двух последних протестных акциях в Красноярске задержанных развозили по отделениям не в полицейских автозаках, а в обычных муниципальных пассажирских автобусах, которые используются на маршрутах общественного транспорта. Разбираемся, насколько это вообще законно.

Зеленые и синие белорусские МАЗы парковали незадолго до начала митингов недалеко от площадей, на которых собирались протестующие. Большие автобусы, очевидно, пригодились полицейским: только на воскресной акции 31 января в Красноярске задержали 194 человека. По числу задержанных город занял третье место в России.

Использование городского транспорта в качестве автозаков — это, по всей видимости, не красноярское ноу-хау. Судя по новостям из других городов, 31 января на городской транспорт перешла также полиция Санкт-Петербурга и Казани.

Такую же тактику применяли власти и на протестах в Белоруссии: в августе 2020 года, например, минские милиционеры по ошибке завели задержанного в общественный транспорт вместо автозака. Издание Baza писало, что минская милиция использовала наземный транспорт как автозаки, чтобы привлекать меньше внимания протестующих. 

Кажется, впрочем, что изначально это не придумка и белорусских силовиков: в том же Питере МВД использовало автобусы и маршрутки уже в 2018 и 2019 годы.

В красноярском управлении МВД «Проспекту Мира» сказали, что тему с автобусами не комментируют. В законе «О полиции» говорится, что полиция «при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности государственных и муниципальных органов». 

Красноярский транспорт, замеченный на акциях 23 и 31 января, судя по регистрационным номерам, принадлежит муниципальным предприятиям КПАТП №5 (семь городских маршрутов) и №7 (15 маршрутов), убедился «Проспект Мира» через базу Российского союза страховщиков. Если судить по фото из телеграм-канала NGS24, то и работали на автобусах в этот день водители муниципальных предприятий.

Очевидно, мобилизация городского транспорта для нужд полиции могла сказаться на маршрутной сети. Например, корреспондент «ПМ» вечером 31 января оплатил проезд на автобусе муниципального 52-го маршрута через приложение. Вместо №52 оно, однако, показывало маршрут №11 (оба маршрута обслуживает КПАТП №5). «Все нормально, просто обычно мы по одиннадцатому ездим, а сегодня на 52-ом», — объяснила кондуктор.

«А мне интересно, сколько муниципальных автобусов сегодня сняли с маршрутов для развоза митингующих? — поинтересовалась в день митинга красноярка Нина Фатеева в фейсбуке. — В -35, в выходной, когда люди едут по делам, интервалы по 30 минут на остановках, где не так много маршрутов».

Массовых жалоб на отсутствие транспорта при этом не было. В выходные в целом транспортом пользуется меньше людей, поэтому на линии выходит меньше автобусов, рассказали «ПМ» в пресс-службе департамента транспорта. По их данным, поток пассажиров в выходные на 30% меньше, чем в будни.

«Поэтому в субботу и воскресенье общественный транспорт работает по расписанию выходного дня, — сказали в департаменте. — Это значит, что существенное количество автобусов остается в гараже. Департамент транспорта регулярно выделяет эти резервные машины для проведения общегородских мероприятий, например, в качестве бесплатных шаттлов для крупных событий, без создания помех в работе городских маршрутов».

В воскресенье, 31 января, «в рамках межмуниципального взаимодействия» город выделил полиции 15 автобусов (5% транспорта муниципальных парков) «для обеспечения порядка».

"