Posted 18 мая 2020,, 10:28
Published 18 мая 2020,, 10:28
Modified 29 мая 2023,, 10:16
Updated 29 мая 2023,, 10:16
Бородач и основатель кофейни Wood Coffee Roasters Евгений Линин — возможно, самый узнаваемый и колоритный бариста в Красноярске. «Проспект Мира» вместе с «Мастерами» поговорил с Евгением и его братом Денисом о пути в кофейный бизнес и о том, как они переживают коронавирусные времена.
В 2011 году Евгений Линин устроился поваром в набиравшую тогда обороты сеть кофеен Traveler's Coffee. До этого он окончил красноярский педуниверситет и преподавал в кадетском корпусе, правда, профессией учителя пресытился уже через полгода. «Не мое», — кратко объясняет Евгений.
Поваром Линин, впрочем, тоже поработал недолго — в Traveler's ему скоро предложили попробовать стать бариста. По его словам, отказаться было невозможно, потому что обучение проводил Сергей Васильев — «первый мастер-бариста Traveler's Coffee города Красноярска».
Через два месяца Линин сдал аттестацию, а после полугода работы занял должность старшего бариста — «и закрутилось-завертелось». После Traveler’s Евгений еще не раз менял место работы. Среди прочего он оказался в еще одной популярной некогда кофейной сети в Красноярске — «КофеIn».
Там Линин снова прошел путь от рядового сотрудника до старшего бариста, после чего его назначили бар-менеджером: «Я стал главным по бару, занимался разработкой нового меню, сезонного меню, обучал персонал».
Во время работы в «КофеIn’е» Евгений понял, что хочет запустить свой кофейный бизнес.
«Сидел в кабинете и подумал, что хватит работать уже на дядю с тетей, пора что-то свое придумывать, — вспоминает он. — Покачивался на стуле и продумывал название, концепцию для своего будущего проекта. В принципе умения, навыков и знаний мне было достаточно для того, чтобы заняться собственным делом».
Для начала, в 2014 году Евгений Линин решил открыть мобильную кофейню — кофемобиль Wood Coffee Company.
«В те времена в Красноярске как раз появилась эта новая волна мини-кофеен, которую запустили молодые предприниматели, своеобразные новаторы. Ну, соответственно, в эту волну влился я», — рассказывает он.
По словам Линина, ему пришлось трудиться «в два раза больше» и «совмещать все возможные должности» — заработанные деньги он вкладывал в ремонт машины. Сам он в проекте отвечал за «кофейную составляющую», а машину ремонтировал и тюнинговал друг. На преобразование ее в кофемобиль ушло несколько месяцев, но результат Евгения, мягко говоря, разочаровал.
Получившийся тогда кофемобиль, на его взгляд, больше всего напоминал советский уазик. Линин описывает его словами «фиаско» и «монстр Франкенштейна»: «На улицу мы его тогда, конечно, не выпустили. Первый блин — комом».
О своей неудаче Евгений через какое-то время рассказал брату Денису Евгеньеву. Тот недавно переехал жить в Красноярск и как раз искал себе занятие. Послушав брата, Денис предложил тому попробовать еще раз, теперь уже с его помощью.
На этот раз, чтобы не повторить прошлую ошибку, братья-предприниматели сразу определились с критериями автомобиля под мобильную кофейню. Их машина должна была быть редкой, желательно ретро, а бариста мог бы работать в ней, выпрямившись в полный рост.
Под эти параметры подходило не то чтобы много автомобилей, говорит Евгений, и прикинув варианты, братья остановились на чешском ретрофургоне Avia A21. Единственная в Сибири «Авиа» продавалась только в Барнауле, до которого почти тысяча километров по трассе.
Денис приехал в Барнаул, однако на месте оказалось, что время чешский фургончик не пощадило. Сама машина была на ходу, но на кузове уже «не было живого места». На восстановление, по прикидкам Дениса, ушло бы слишком много времени, поэтому от покупки пришлось отказаться.
Денис поехал обратно в Красноярск без «Авиа». Уже на подъезде к городу Евгений скинул ему ссылку на объявление о продаже фургона Mercedes Benz T1 1980 года. Состояние машины было не идеальное, но все повреждения были поправимы. Более того, в фургоне уже было вырезано окно для торговли, как и хотели братья.
Так Евгений Линин с братом запустили свой кофемобиль. На нем они отработали лето (ИП Евгений зарегистрировал в июне 2015-го).
Параллельно братья пробовали торговать кофейным зерном оптом, рассказывает Денис Евгеньев. В поисках точек сбыта тем же летом они с Евгением зашли в недавно открывшуюся кофейню Rover Coffee на Карла Маркса, 56.
«Хозяева оказались приятными ребятами и с удовольствием согласились сотрудничать. У них уже был свой крупный бизнес — магазины оптики, а кофейню они открыли больше для удовольствия — это стало их главной ошибкой», — вспоминает Денис, поясняя, что дела у кофейни на Маркса шли не очень: из-за высоких цен и плохого сервиса популярностью она не пользовалась.
По словам Дениса, к осени выручка Rover Coffee упала настолько, что не покрывала аренду помещения: «И они предложили нам приобрести их умирающий бизнес. Недолго думая, мы согласились. Это загнало нас в большие долги, но очень приятная цена намекала, что такой шанс упускать нельзя».
Как рассказал Евгений Линин, затраты на кофемобиль и кофейню были одинаковы. На открытие мобильной кофейни предприниматели изначально потратили 500 тысяч рублей, постепенно вложив в него еще 300 тысяч. На покупку стационарной ушло 800 тысяч, говорит Линин. Для стартового капитала братья-предприниматели использовали как свои, так и заемные средства: «Что-то накопили, где-то занимали, частично брали небольшие кредиты», — уточняет Евгений.
Сделку закрыли 28 сентября, название братья сменили на привычное для себя Wood Coffee Roasters.
На новом месте предприниматели с самого начала столкнулись с трудностями. Как говорит Денис, помещение в целом было довольно большим, но половину его занимал склад, «что с экономической точки зрения убийственно». Да и сама кофейня, с его слов, по старой памяти еще имела «крайне негативное мнение окружающих, поэтому ее обходили стороной». Выручка на первых порах доходила лишь до 1500—3000 рублей в день, вспоминают предприниматели.
«Первым делом мы сменили вывеску, продали огромную уродливую витрину, на деньги от продажи которой постелили ламинат вместо ужасного белого кафеля, — перечисляет Денис шаги по исправлению ситуации. — Перебрали все позиции в меню, отпустили цену, и завели свои первые соцсети. И первые плоды не заставили себя долго ждать: примерно к Новому году мы уже вышли на окупаемость, хоть и в режиме жесткой экономии».
Первые два года кофейня находилась в режиме постоянного ремонта и изменений: Линин и Евгеньев постепенно обновляли мебель, улучшали интерьер, вместо склада на втором этаже сделали еще одну посадочную зону. Каждую копейку по мере ее появления вкладывали в преображение кофейни, говорит Линин: «Делали все сами, и многим нашим постояльцем это настолько нравилось, что они начали принимать участие в ремонтных работах вместе с нами».
Общие инвестиции в кофейню на сегодня перевалили далеко за два миллиона, подсчитывает Евгений. Окупить все вложения, по его прикидкам, удалось в течение полутора лет:
«Это было очень тяжелое, но одновременно и веселое время, которое мы до сих пор вспоминаем с улыбкой на лице. Наверное, это одна из причин, почему мы не сильно боимся кризисов таких как сейчас, — у нас такой опыт выживания».
Сейчас Wood Coffee — это небольшая сеть, состоящая из основной кофейни, занимающей два этажа в помещении на Маркса — Сурикова, и еще одной на Диктатуры Пролетариата. По оценкам Линина, в месяц в кофейнях выбивалось около 10 тысяч чеков (примерно 300 в день). Ежемесячные затраты Евгений оценивает примерно в 900 тысяч, из них около около 350 тысяч — зарплатный фонд.
В марте-апреле в Красноярском крае, как и в большинстве регионов России, ввели режим самоизоляции, который ограничивает, в частности, работу заведений общепита. Чуть позже в крае режим ослабили — и, например, кофейням теперь разрешено торговать на вынос.
Евгений Линин признается, что переживать самоизоляцию бизнесу очень сложно. По его данным, выручка и посещаемость в апреле упали примерно на 70%. В среднем в Wood Coffee теперь заходят 25-30 человек в день: «Каждый день приносит новые сюрпризы и новые требования от правительства. Приходится проводить огромное количество встреч и переговоров, чтобы минимизировать потери от происходящего».
По словам Линина, в режиме самоизоляции кофейня перестроила работу и начала работать на доставку и на вынос. Также заморожена половина договоров с поставщиками услуг, которые не нужны для работы на вынос.
С большинством поставщиков перешли на оплату по факту поставки товара, плюс небольшую часть дебиторки, говорит предприниматель: «Поставщики с удовольствием идут на уступки, так как дико нуждаются в оборотных средствах, плюс мы не наращиваем дебиторскую задолженность, даже уменьшаем ее потихоньку».
Кроме того, в Wood Coffee написали в банки о реструктуризации долга, но «к сожалению, они нам не пошли на встречу».
При этом частично удалось договориться с арендодателями — по одной точке на нулевую ставку аренды за апрель.
«Наши арендодатели тоже в нелегкой жизненной ситуации и нуждались в денежных средствах, — рассказывает основатель Wood Coffee. — Мы с ними договорились следующим образом: этот месяц у нас за аренду начисляется ноль рублей, но мы даем им часть арендной платы, которая будет вычитаться потом из платежей, когда ситуация нормализуется». По второй точке договорились о снижении пока на 50%.
На господдержку при этом в кофейне особо не рассчитывают.
«По факту никаких мер на практике применить не получилось, — признается Линин. — С теми же кредитными каникулами — мы всем банкам написали заявления, а они нас послали, грубо говоря. Поэтому приходится надеяться только на свои силы. Я понимаю всю серьезность происходящего. Но при этом очень расстроили вялые и несобранные действия правительства. Если уж и вводили бы карантин, то жесткий и повсеместный, с заморозкой всех сфер деятельности и платежей. А так получается, что все гуляют, общаются, практически не замедляя распространения вируса, но при этом бизнес закрыт и все уже на грани разорения. Страшно представить, что ждет наше общество с такими темпами через два-три месяца».
«Мастера» — бесплатная образовательная платформа для молодых предпринимателей в сфере новой экономики. Проект поможет как тем, кто уже добился успеха, так и тем, кто только планирует начать свое дело. Проект «Мастера России» реализуется фондом «Креативные практики» при поддержке компании «Газпром нефть» в рамках программы социальных инвестиций «Родные города».