​Заходит Uber: боятся ли красноярские таксисты онлайн-гиганта

Редакция «ПМ»
3251
Международный онлайн-агрегатор такси Uber, ломающий рынки пассажирских перевозок по всему миру, приходит и в Красноярск. Прогнозы экспертов о будущем красноярских таксофирм разнятся: кто-то полагает, что цены обрушатся, кто-то, что падать им уже некуда.

В середине марта стало известно, что американский сервис онлайн-заказа такси Uber ищет сотрудников в Красноярске. Компании нужны операторы сервиса, которые координировали бы работу водителей и маршруты, занимались документооборотом и так далее.

Вакансия появилась на рекрутинговом сайте hh.ru. В самом Uber’е «Проспекту Мира» сказали только, что в 2016 году компания планирует сосредоточиться на российских городах-миллионниках. Конкретные сроки запуска и объем инвестиций на региональных рынках в компании не раскрыли.

Uber — одно из самых популярных приложений для заказа такси по интернету, доступное в AppStore, GooglePlay или WindowsPhone. Пользователь резервирует машину и водителя, при этом на карте сервиса можно отслеживать приближение заказанной машины. Также можно выставлять оценки водителям, из которых составляется их рейтинг («звездочки» в то же время могут ставить и сами водители пассажирам). Поездки на Uber оплачиваются только безналичным расчетом. К сотрудничеству привлекаются как таксопарки, так и водители-«одиночки».

Сервис во всем мире называют «убийцей такси» — из-за многомиллионных инвестиций в развитие и низкой стоимости поездок на машинах, сотрудничающих с Uber. Цена рассчитывается поминутно и по километражу. Например, в Новосибирске, где Uber заработал прошлой осенью, подача машины по эконом-варианту (UberX) будет стоить 59 рублей, дальше — по четыре рубля за минуту и за каждый километр. Так стоимость поездки до аэропорта «Толмачево» с центрального Красного проспекта составляет 349 рублей, а вызов машин одной из таксофирм, «Лидер» (Rutaxi), по телефону на тот же маршрут обойдется в 440 рублей.

В Красноярске, судя по информации 2Gis, сейчас больше 150 таксофирм, в реальности их минимум вдвое меньше — некоторые предприниматели работают под двумя-тремя названиями с одинаковыми номерами телефонов. До 70-80% рынка занимают диспетчерские агрегаторы, которые связывают водителей и пассажиров, а не оказывают услуги непосредственно перевозок.

По оценкам «Делового квартала», к концу 2014 года в совокупности через интернет такси заказывали лишь 5-7% красноярских пассажиров. Однако данные по отдельным компаниям разнятся: к примеру, в службе такси «Максим» в том же 2014-ом доля онлайн-заказов уже доходила до 30%, писали «Дела.ру».

Средняя цена поездки в городе составляет 200 рублей, объем рынка — до 5 млрд рублей в год (данные Gett). Число зарегистрированных таксистов в Красноярском крае в 2015 году превышало 8300 человек, еще как минимум 1000 водителей занимаются перевозками без регистрации.

Руководитель проекта 24auto.ru Артем Потехин прогнозирует, что Uber сможет обрушить цены на такси, так как с помощью приложения действительно можно сэкономить на передвижениях по городу:

— Я сейчас в Новосибирске, и поездки на Uber’e обходятся в пределах 120-150 рублей. В Москве мои знакомые пользуются в основном этим приложением. Я спрашивал: «А где же патриотизм, почему не местные приложения?» Мне ответили: «Патриотизм есть, но Uber дешевле».

Основными недостатками традиционных красноярских сервисов такси Потехин считает «неадекватные цены и водителей», а также технологическое отставание: у многих нет возможности онлайн-заказа и безналичного расчета, «а это уже прошлый век».

С ним не согласен основатель службы такси «Шеф» Денис Саламатов, который полагает, что цены в городе «и так ниже некуда» и Uber вряд ли сможет их изменить. Чтобы работать в ноль, по его подсчетам, тарифы в Красноярске должны быть на уровне 15 рублей за километр, минимальная цена за заказ — 130 рублей.

— А сейчас стоимость в два, а то и три раза ниже, — сетует Саламатов.

Он добавляет, что теоретически американская компания может задавить рынок и вытеснить всех конкурентов, привлекая водителей более выгодными условиями. Дело в том, что сервис доплачивает водителям за поездки: сам пассажир платит, скажем, 59 рублей, а компания прибавляет водителю к этой сумме еще 240. Такую схему оплаты «Проспекту Мира» подтвердили два новосибирских таксиста, сотрудничающие с Uber.

— Если компания будет действовать так год или два, то тогда задавить рынок возможно, но вряд ли такая схема будет действовать так долго, — размышляет Денис Саламатов.

Например, прямой конкурент Uber’a, израильский сервис Gett, зашедший в Красноярск в октябре прошлого года, доплачивал водителям только первые два месяца после открытия. Gett заходил на красноярский рынок со скидочной акцией: поездка в пределах центра пару месяцев обходилась в 59 рублей, в других районах — 69 рублей плюс 5 рублей за минуту в ночное время (7 рублей — в выходные). За полгода цены выросли: поездка эконом-классом теперь стоит 99 рублей за первые семь минут, дальше 6 рублей в минуту днем и 8 — ночью.

Денис Саламатов отмечает, что за время действия акции в Красноярске у израильского сервиса было много заказов. Пассажиров привлекли низкие тарифы, а водителей — доплата.

— При этом были строгие требования к машинам: на работу брали не хуже, чем, например, Renault Logan, — говорит он. — Согласитесь, заманчиво было проехать на нормальной машине за 59 рублей.

С выходом в эконом-сегмент, на его взгляд, Gett «полез в болото, в котором ловить нечего» — конкуренция здесь очень сильная. С тех пор число заказов у израильской компании в Красноярске снизилось и сейчас не превышает 1000 в день, полагает он.

Один из новосибирских водителей рассказал «Проспекту Мира», что, после того как Gett убрала большие надбавки, многие таксисты «расстроились и перестали сотрудничать» с израильской компанией.

— Остались только автопарки, которые по партнерству подключались, — посетовал он. — Хотя и там водители не очень довольны, но у них контракты, и они должны их отрабатывать. Поэтому, чтобы зарабатывать больше, придумываются всякие способы мухлевать — таксисты делают заказы друг другу, например.

Вдобавок водителям не понравилось, что Gett ввел эконом-тариф: «тачки стали хуже, ездить стало дороже, а клиентов меньше». С Uber же, если верить новосибирскому таксисту, автолюбителям нравится:

— У Uber’а хороший отбор, рейтинги есть и у пассажиров, и у таксистов, поэтому с ними работать спокойнее и публика намного приятнее, — поделился собеседник «Проспекта Мира».

Девушка-водитель из Новосибирска, также сотрудничающая с Uber’ом, добавила, что приложение привлекательно еще и тем, что к нему можно относиться как к развлечению.

— Я с подружкой поспорила, что 10 поездок откатаю, и втянулась, — вспоминает она. — Хорошо — когда захотела покататься, включила программу, захотела — выключила. На отборе водителей вообще много было тех, для кого Uber типа прикол.
Система Orphus

Читайте также

Новые материалы

Читаемые материалы

Мы в соцмедиа
Наши проекты
Читай нас там, где удобно
Закрыть
Наверх