13 длинных фильмов для длинных выходных

Сергей Мезенов
3581

Настали наконец десятидневные новогодние каникулы. Если у вас вдруг возникнут вопросы, чем их заполнить, то красноярский кинокритик Сергей Мезенов сделал для «Проспекта Мира» подборку фильмов, благодаря внушительному хронометражу которых время пролетит незаметно.

(Слегка) пораженческий путь – трилогии и циклы

Пираты Карибского моря

Общая продолжительность – 7 часов 37 минут

Речь, конечно, о первых трёх частях – четвёртую, сделанную уже другим режиссёром, и готовящуюся к выпуску в 2017-м году пятую, мы рассматривать тут не будем. Понятно, «Пираты Карибского моря» не предполагались к просмотру подряд, но штука в том, что такой просмотр фильмам на редкость идёт. Авторы на самом деле довольно бережно относились к единству пространства своих фильмов, сохраняли повторяющиеся и рифмующиеся мотивы вплоть до отдельных реплик. В трех эпизодах красиво и не без изящества замыкается общая история.

Война и мир

Общая продолжительность – 8 часов 4 минуты

Эпический шедевр Сергея Бондарчука (всего вторая его режиссёрская работа после «Судьбы человека») выходил на экраны четырьмя самостоятельными фильмами, продолжительностью от полутора до двух с половиной часов. Это если считать российский прокат, конечно — для других (ста с лишним) стран было создано великое множество по разному сокращенных версий. Фильм, задуманный советским Минкультом как ответ на американско-итальянскую экранизацию «Войны и мира» 1956-го года, до сих пор остаётся одним из крупнейших достижений советского кинематографа

Удел человеческий

Общая продолжительность — 9 часов 39 минут

В этот цикл японского режиссёра Масаки Кобаяси, снятый по серии автобиографических романов писателя Дзюнпея Гомикавы, входят три самостоятельных фильма, снятых с 1959 по 1961 год. В них последовательно рассказывается история обычного японского парня Кадзи, который из рабочих последовательно попадает в солдаты, на войну, в плен — и всё это время его идеализм и стремление выступать за правое дело оказываются для него проблемой. Кобаяси, как и Гомикава, сам служил в японской армии и был на войне. Для него история о том, как честный человек с принципами последовательно становится всё более нежелательным элементом по мере продвижения от армейской службы до участия в военных действиях, была важна не только как высказывание, но и на личном уровне.

Властелин колец

Общая продолжительность — 11 часов 21 минута

Сейчас сложно это представить, но на момент запуска в производство «Властелин колец» казался немыслимой авантюрой, обречённой на провал: какой-то новозеландский безумец, до этого ставивший бодрые и смешные ужастики, решил вытащить на своём горбу один из самых знаменитых литературных эпосов человечества? Не смешите. Сейчас, конечно, никто уже не смеётся — в том числе и потому, что масштабность успеха «Властелина колец», кажется, подмяла под себя и самого Питера Джексона, навеки теперь обречённого безуспешно пытаться повторить сработавший однажды трюк с эпической трилогией. Ну, и ладно — пересмотреть ещё разок на длинных выходных всё это волшебное мероприятие никто не мешает же, верно?

Путь самурая — длинные фильмы

Апокалипсис сегодня

Режиссёрская версия – 3 часа 22 минуты

Военная драма Фрэнсиса Форда Копполы поражает размахом и в кадре, и за кадром — давно известно, что Коппола снимал свой шедевр несколько лет, в процессе разорился, поругался со всеми, чуть не скончался на съемочной площадке (про это даже сняли отдельный документальный фильм, производящий не меньшее впечатление, чем сам «Апокалипсис»). Но все эти невероятные закадровые трудности «Апокалипсису» были жизненно необходимы, равно как и каждая минута его хронометража – это кино, которое к финалу должно обрушиваться на зрителя всей своей титанической массой, которую только таким разбегом и можно набрать; долгим, путаным, грузным.

Однажды в Америке

Продолжительность — 3 часа 49 минут

Прощальный эпос мастера спагетти-вестернов Серджио Леоне выходил и в более коротких версиях — но именно за неполные четыре часа этот фильм-воспоминание о становлении бандитской Америки набирает свою полную силу. Леоне идёт против канонов стандартной исторической справки: его картина намеренно лишена благородной стати эпоса, вместе этого предпочитая прямой репортаж со злых улиц и структуру перепутанных воспоминаний, при которых стройная хронология ломается, во флэшбеках появляются флэшбеки, и всё сворачивается в один непроницаемый, но вполне интуитивно распутываемый ком эмоций. Видимо, Америке действительно нужен был взгляд человека, пришедшего со стороны, чтобы можно было посмотреть на свою историю вот так, одновременно прямо и жёстко, без попытки обеления участников пост-фактум, но в то же время с отчётливой ноткой мечтательной ностальгии. Не по какому-то конкретному отрезку истории, а по самой молодости.

Яркий солнечный день

Продолжительность — 3 часа 57 минут

«Яркий летний день» разворачивается как классный толстый роман с шокирующей концовкой. Ещё один эпос, в котором становление молодого человека, пытающегося нащупать свой собственный путь в жизни, рифмуется со становлением относительного молодого общества. Часто называемый одним из главных фильмов тайваньского кинематографа, «День» Эдварда Янга разворачивается в начале 60-х. Главный герой, студент Сир, как раз принадлежит к первому поколению тех китайцев, что в 1949 году бежали с родины на Тайвань вместе с правительством, после поражения коммунистам в гражданской войне. Фильм одновременно филигранно ловит ту разреженную, мечтательную атмосферу юности, в которой из кучи ничего не значащих событий складывается целый мир, и выступает со сдерживаемой, но чётко считываемой критикой общества, которое в отсутствии собственных внутренних ориентиров пытается строить свою идентичность на заимствованных элементах — и терпит катастрофу.

Лиссабонские тайны

Продолжительность — 4 часа 32 минуты

Для классика чилийско-португальского кино Рауля Руиса, снявшего около сотни фильмов, «Лиссабонские тайны» оказались прощальным проектом. Экранизация романа 19-го века о судьбе мальчика-сироты в Лиссабоне, «Тайны» существуют в двух версиях – шестичасового многосерийного фильма для телевидения и четырёх с половиной часового кино. Это густое, населённое многочисленными персонажами историческое переживание, которое легко переключается от героя к герою и даёт занятный срез общества португальской столицы позапрошлого века.

Пока не наступит конец света

Режиссёрская версия — 4 часа 48 минут

Научно-фантастическая история с участием мировых кинозвёзд, снятая на нескольких континентах и затрагивающая невероятный разброс тем — от неумолимо надвигающегося конца света до аппарата для лечения слепоты, случайно дающего возможность заглядывать людям в сны. Фильм долгое время считался чем-то вроде благородного провала режиссёра, который попробовал натолкать в один фильм слишком много — пока Вендерс не восстановил полную версию картины, в которой его сложнейшая и насыщенная история, наконец, приобрела возможность развернуться с нужным размахом.

Фанни и Александр

Продолжительность — 5 часов 12 минут

Отчасти автобиографическая картина о собственном детстве должна была стать последним фильмом Ингмара Бергмана — но не сложилось. Семейная сага о взрослении брата и сестры (сестру Бергмана звали Маргеритой), растущих в Швеции начала 20-го века под присмотром невероятно строгого отца, «Фанни и Александр» считается поздним шедевром шведского мастера психологического кино. В ней Бергман волшебным образом смешивает комедию, трагедию и историческое кино, чтобы получилось совершенно уникальное, магическое переживание.

Наполеон

Продолжительность — 5 часов 30 минут

Самый ранний участник нашего списка, этот немой фильм французского экспериментатора Абеля Ганса был снят в 1927-м году — но сейчас его смотреть особенно интересно. С той точки зрения, что довольно авангардный киноязык, который использовал Ганс в своём эпическом рассказе о юных годах Наполеона, за прошедшие с момента выхода этой картины неполные сто лет успел стать языком современного мэйнстримового кино. Сейчас «Наполеон» считается одним из безусловных шедевров эры немого кино.

Сатанинское танго

Продолжительность — 7 часов 12 минут

Венгерский режиссёр Бела Тарр снял семичасовое полотно об умирании деревни и уложился, по его собственным словам, примерно в 150 кадров — то есть в среднем больше двух минут каждый. «Танго» — кино величественное и непростое; скажем, танго в названии потому, что история в фильме делится на 12 вольных сегментов, что отражает танцевальный рисунок танго (шесть шагов вперёд, шесть назад). Неподготовленному зрителю на «Танго» с его неспешным натурализмом, расфасованным в длиннейшие планы по несколько минут, может быть тяжеловато — но и весь этот материал в целом не для любителей лёгких путей.

Аут 1: Не прикасайся ко мне

Продолжительность — 12 часов 22 минуты

Классик французской Новой Волны Жак Риветт искал возможности преодолеть ограничения, налагаемые самой формой кинематографа, с не меньшей страстью, нежели его более знаменитый коллега Годар. И «Аут 1», наверное, можно счесть самым радикальным его экспериментом в этой области. Вдохновившись «Человеческой комедией» Бальзака, циклом самостоятельных повестей и романов, которые, по мысли автора, должны были складываться в общиую историю, Риветт создал 12-часовое полотно, состоящее из восьми самостоятельных историй. Правда, как именно они должны между собой переплетаться, инструкции так и не дал. Фильм также существует в четырёхчасовой версии под названием «Аут 1: Спектр» — но это уже для слабаков.

Система Orphus

Читайте также

Новые материалы

Читаемые материалы

Мы в соцмедиа
Наши проекты
Читай нас там, где удобно
Закрыть
Наверх