Posted 28 июля 2016, 09:48
Published 28 июля 2016, 09:48
Modified 29 мая 2023, 09:24
Updated 29 мая 2023, 09:24
Красноярский недострой и один из негласных символов города — здание крайкома КПСС — сносят. Почти 30 лет он простоял на Взлетке, обрастая пылью, мусором и легендами. «Проспект Мира» вспомнил историю безуспешного «освоения» здания и поговорил с автором первоначального проекта.
«Крайком» разрушают блоками, эффектно разрезая дом спецтехникой с гигантскими ножницами. На все демонтажные работы строителям отвели три месяца. К концу года на стройплощадке должны вбить сваи, залить фундамент и построить цокольные этажи будущей ледовой арены, одного из объектов Универсиады-2019.
Проектировал крайком КПСС в 1980-е годы тезка вождя революции — тогда еще молодой красноярский архитектор Владимир Ульянов. Уже 30 лет назад власти понимали, что исторический центр города надо разгрузить, переместив администрацию вместе со всей краевой верхушкой на Взлетку (где в те годы все еще находился городской аэропорт). Тем более, старел и сам правительственный «серый дом» на проспекте Мира, имеющий деревянные перекрытия внутри.
Реализация проекта стоила баснословные по тем временам 16,5 млн советских рублей. Новый Дом советов был рассчитан почти на 1,5 тысячи человек. Большинство чиновников теснились бы по двое в кабинетах площадью восемь квадратных метров — норма тогда была четыре квадрата на человека. Для политической элиты, правда, был предусмотрен отдельный (третий) этаж, просторный и высокий.
Строительство началось в 1985 году, к лету 1988 года стройку завершили — оставалось только вставить окна да приступить к отделке. Но из-за перестроечных и пост-перестроечных сложностей до окон дело не дошло.
Годы простоя долгострой притягивал сталкеров, руферов и прочих диггеров, оброс призрачными легендами и байками про «минусовые» этажи-подземелья. Правда, автор проекта здания Владимир Ульянов говорит, что это чушь.
Решение о сносе он комментирует с легким раздражением и горечью. «Мысли грустные, больше никаких, — делится он с «Проспектом Мира» . — Богато живем, значит, раз простояли столько лет 138 тысяч кубических и 38 тысяч квадратных метров. Там поладминистрации можно было разместить» (некоторые министерства и ведомства краевого правительства сидят в отдельных от «серого дома» зданиях — «ПМ»)».
Попытки возродить строение и приспособить его хоть под что-нибудь предпринимались. Была идея организовать в нём детский медицинский центр, но под соцучреждение здание не подходило. В 1990-х тогдашний губернатор Валерий Зубов пробовал возобновить работу и достроить дом, но на это не нашлось денег.
Затем, в 2003-м году, новый глава края Александр Хлопонин предлагал выставить крайком КПСС на торги за 53 млн рублей. Спустя восемь месяцев тот же Хлопонин громко заявил, что краевая администрация переберется-таки на Взлетку, чтобы разгрузить центр, однако цена вопроса в 700 млн рублей пыл поумерила.
Наконец, в начале 2011 года заговорили, что участь недостроя решена — его снесут под строительство бизнес-центра класса «А». Впрочем, и тогда почему-то не выгорело.
Окончательно судьба недостроя прояснилась уже в наше время: его снесут под ледовую арену, в которой во время Универсиады-2019 пройдут соревнования по хоккею с шайбой, массовому катанию, следж-хоккею и шорт-треку. Спорткомплекс займет три этажа и 43 тысячи квадратных метров, в нём будут основная и тренировочная ледовые арены на 3500 мест и 200 мест соответственно. Строит объект московская компания «Элинальфа» за 3,15 млрд рублей, срок сдачи — сентябрь 2018 года.
Владимир Ульянов критично называет ледовый дворец градостроительной ошибкой, которая своей «нелепой фигурой сожрала всю территорию». Архитектор вспоминает, что в прежние времена по всем важным «эксклюзивным» территориям проходили проектные конкурсы.
— Так было и с Домом советов. Мы же хотели построить там административный центр, «Сити» — как хотите называйте, — рассказывает он.
Фото krsk2019.ru
По воспоминаниям Ульянова, в Красноярске для разработки проектов застройки этого района проходили три всесоюзных конкурса, в которых участвовали архитекторы всей страны. Они разрабатывали варианты прямо в Красноярске, потом все они обсуждались на профессиональных и творческих встречах.
— А сейчас быстренько где-то там в кулуарах решили поставить ледовый дворец. А как он корреспондируется с соседней территорией, это всё равно, — сетует архитектор. — Ее же вообще забросили — разместили там случайные совершенно сооружения: «Лексус-центр», ТРЦ «Июнь». А там должен был быть деловой центр со знаковыми для города объектами.
К слову, сейчас проект планировки Взлетки есть. Правда, разрабатывали его не на всероссийских конкурсах, и принимали на публичных слушаниях, где за него проголосовали шесть человек.
В проекте речь идет о квадрате улиц Молокова, 78 Добровольческой бригады, Октябрьской, Авиаторов и набережной Енисея общей площадью 135,5 гектаров. Городские власти возродили идею создать на Взлетке «красноярский Манхэттен» или Новый центр (так в проекте называется территория).
Ледовая арена Универсиады вместе с парком 400-летия Красноярска войдут в так называемую «композиционную ось» Нового центра. От парка до самого вантового моста растянется велодорожка. Вокруг арены вырастут жилые дома и деловые здания, включая бизнес-центр высотой более 50 этажей, парковки. В районе набережной в компанию к «Июню» и «Комсомоллу» воздвигнут торгово-развлекательный комплекс с крышей — общественным пространством.
А на нижней террасе у Енисея должна появиться обустроенная набережная со спорткомплексом, аквапарком, лодочной станцией и причалом (который в этой утопии должен стать остановкой речного трамвая). Наконец, на острове рядом с набережной разобьют городской пляж.