Posted 31 октября 2016, 11:16
Published 31 октября 2016, 11:16
Modified 29 мая 2023, 09:21
Updated 29 мая 2023, 09:21
Общественники вновь обвинили красноярского отловщика собак Виктора Версяцкаса в жестоком обращении с животными и мошенничестве. Зоозащитники считают, что предприниматель не ловит безнадзорных животных, как требуют правила, а попросту убивает их.
Ситуацию разбирали в минувшую пятницу на специальном заседании в мэрии. Защитники животных обратили внимание, что в акте о приеме выполненных работ с 28 сентября по 4 октября Версяцкас отчитался о 333 пойманных собаках. По мнению общественников, поймать такое количество животных всего за 6 дней «просто арифметически нереально».
Кроме того, по регламенту каждое животное должно содержаться в пункте передержки неделю, а вольер Виктора Версяцкаса был рассчитан всего на 28 мест. То есть если всех животных действительно поймали, то в каждой клетке должно было находиться по 11 собак одновременно.
Всего по муниципальному контракту с красноярским Управлением дорог и благоустройства (УДИБ) до конца года предприниматель должен отловить 5,2 тысячи животных. Как указано в отчетных документах бизнесмена, с 14 июля по 13 октября этого года были пойманы 4404 собаки. Из них 3465 умертвили с помощью эвтаназии, 639 стерилизовали и 52 отдали горожанам.
Общая сумма контракта — 9,5 миллионов рублей, из них, по данным сайта госзакупок, почти 7 млн Версяцкасу уже выплачено. Договор с ним был заключен в июле этого года по итогам аукциона. Предприниматель выигрывает подобные торги уже несколько лет, причем не только в Красноярске, но и других городах края. На сайте «Госзатраты» указано, что с 2011 по 2016 годы с Виктором Версяцкасом было заключено 33 контракта на отлов и содержание безнадзорных животных в регионе на общую сумму 53,8 млн рублей. Последние пару лет жалобы на работу предпринимателя и на жестокое обращение с питомцами поступали регулярно.
Скриншот: trk7.ru
Общественник Юрий Раилко заявляет, что работники Версяцкаса животных «никогда в принципе не ловили» и, по его данным, за 3 месяца этого года в приемнике предпринимателя побывали не более 80 животных — «остальных просто убили»: «Отловщики в собак стреляют дротиками, а потом засовывают в мешки и утилизируют».
Как рассказал Раилко «ПМ», зоозащитники в середине октября три дня ездили на отлов собак вместе с рабочими предпринимателя, и за это время те не смогли поймать ни одно животное. «Его работники просто не умеют их ловить. Они использовали простые сачки, а дикую бездомную собаку таким образом не поймаешь — только щенка или какую-нибудь прикормленную», — описывает он.
Общественник вспоминает случай, произошедший на территории воинской части на улице Малиновского в конце сентября этого года. Местные жители тогда сообщили, что 26 сентября по части ходили двое человек с ружьями и стреляли в собак из местной стаи, а рядом стоял синий фургончик отловщика животных.
Скриншот: tck.tv
На следующий день рядом с частью была найдена мертвая собака со связанными задними лапами. Экспертиза показала, что собака была отравлена разновидностью крысиного яда — то есть зверей не только отстреливали, но и рассыпали яд, говорит Раилко. Периодически общественники проводят экспертизы найденных в городе тел животных. Одна из собак, как выяснилось, умерла от дитилина — сильнодействующего яда, вызывающего паралич.
— Это очень дешевый препарат, но он относится к группе А, то есть в аптеках его не продают, — поясняет зоозащитник.
У самого Виктора Версяцкаса с препаратом отношения, кажется, сложные. На заседании общественной палаты Красноярска 13 октября он подтверждал, что использует дитилин в работе. Однако на заседании в прошлую пятницу сначала заявил, что тогда «пошутил», но позже опять признал, что действительно покупает его, но лишь «в малых количествах».
— Мы его используем в крайне редких случаях. Например, когда нам поступают заявки, что животные напали на детей. Такое бывает нечасто, — сказал Версяцкас «ПМ», добавив, что препарат «не является негуманным способом отлова животных».
Раилко парирует, что дитилин действительно признан гуманным способом умерщвления, но только при эвтаназии и совместно с наркозом. При этом, где именно Виктор Версяцкас приобретает препарат, сам предприниматель не раскрывает.
Общественники подали жалобы сразу в несколько ведомств — от счетной палаты до прокуратуры. Последняя, кстати, уже нашла нарушения в муниципальном контракте, заключенном с Версяцкасом. Выяснилось, что УДИБ необоснованно приняло решение об эвтаназии безнадзорных животных, то есть почти 3,5 тысячи собак умертвили незаконно.
В департаменте горхозяйства мэрии, которому подчиняется УДИБ, после пятничного заседания начали проверку документов, предоставленных Версяцкасом. Если нарушения подтвердятся, то «будут приняты меры» вплоть до расторжения муниципального контракта. Кроме того, подрядчик должен будет вернуть 30 % от суммы контракта. Пока работа с предпринимателем приостановлена, сказали в пресс-службе департамента.
Впрочем, из ответа Виктора Версяцкаса «ПМ» можно сделать вывод, что сам он пока работу не прекратил. «Людей-то кусают — вот сегодня пришла заявка. Мы можем и не реагировать, но потом будут жалобы, что напали собаки, рвали им одежду, а мы ничего не сделали», -— говорит бизнесмен.
Жалобы общественников он расценивает как кампанию против себя.
— Мы же реально выполняем эту работу — собачек в городе становится меньше, — уверен Версяцкас. — А общественники в этом не заинтересованы — им же нужно чем-то заниматься. Они хоть и говорят, что свои зарплаты тратят на кормежку животных, но, я так думаю, и с благотворительными организациями тоже сотрудничают. То есть чем больше в городе собак, тем им выгоднее.
Сегодня, судя по сайту, на котором транслируется пункт передержки Версяцкаса, предприниматель закупил новые клетки для животных. Это, по его словам, «плановая работа», которая никак не связана с очередными претензиями в его адрес. Бизнесмен почти удвоил число клеток — теперь их около 50. Правда, практически все из них пустые.