Posted 27 ноября 2017,, 00:00
Published 27 ноября 2017,, 00:00
Modified 29 мая 2023,, 09:20
Updated 29 мая 2023,, 09:20
Красноярский «Светофор» планирует открыть сто точек в Москве и в Московской области. Всего за пару лет красноярская сеть дискаутеров превратилась в федерального монстра с оборотами в десятки миллиардов рублей. «Проспект Мира» коротко рассказывает историю одной из самых закрытых торговых сетей.
Сейчас сеть ищет помещения под магазины. В Подмосковье уже работают три точки: в Можайске, Дмитрове и Наро-Фоминске. Скоро еще один магазин должен открыться в Москве на Нагатинской улице. До конца следующего года сеть планирует задействовать в работу до 30 магазинов в столичном регионе.
Сумма вложений с учетом аренды помещений на срок не менее 15 лет может достигнуть 1,5 млрд. рублей, уточнил представитель «Светофора» изданию «Коммерсант».
Сеть работает в формате жесткого дискаунтера с сопутствующими ограничениями в качестве товара и сервиса. Ради экономии на издержках сервис в магазинах минимальный, товары разложены прямо в коробках и мешках на стеллажах, поддонах и полу. Товара в зале тоже по минимуму: основные позиции представлены одним-двумя производителями. По оценкам директора по маркетингу сети «Командор» Дмитрия Полуянова, количество наименований колеблется в пределах 800-1500 при средней площади дискаунтера в 900-1200 кв. м. Для сравнения: в том же супермаркете «Командор» на площади в 350-400 квадратов можно найти более 8000 наименований товаров.
Фото: svetofor.market
Товары в «Светофоре» представлены, как правило, мелких производителей с нераскрученными брендами — доля известных марок в ассортименте в среднем не превышает 10-15%. Закупочная цена при этом должна быть на 20-30% ниже, чем у поставщиков-конкурентов.
— Сеть заключает прямые договоры с производителями: те для них делают продукты нужной цены, но при этом качество уходит на второй план, — описывает «Проспекту Мира» Полуянов. — Да, продукт невредный для здоровья, его можно есть, но он существенно отличается от товаров конкурентов.
Кроме того, «Светофор» активно скупает стоки у поставщиков — продукты с истекающим сроком годности, которые вернули крупные сети.
Все это вкупе с минимальными вложениями в запуск одного магазина (ориентировочно 1 млн рублей) позволяет дискаунтеру добиться низкой цены товаров. А цена для «Светофора» первична, поясняет «ПМ» Дмитрий Полуянов. В среднем стоимость продуктов в «Светофоре» примерно на 5-20% ниже, чем у местных конкурентов, что и привлекает покупателей.
Оборот сети, по данным агентства «INFOLine-Аналитика», в 2014 году составил 14 млрд рублей, а в 2015 уже превышал 30 млрд (по оценкам портала Retailer.ru мог достигнуть и вовсе 60 млрд).
Проект «Светофор» стартовал в 2009 году в Красноярске, в 2013 году начав активную экспансию по России, и за пару лет превратился в федеральную сеть. Только в Красноярске сейчас, по данным 2GIS, под маркой «Светофор» работает 23 магазина. К концу 2015 года у сети было 342 торговых точки в разных регионах, еще 100 готовилось к открытию. Сейчас, судя по данным сайта компании, сеть работает как минимум в 26 субъектах РФ.
Несмотря на такие успехи, владельцы «Светофора» — люди непубличные, и информации о них в открытых источниках практически нет. Большинство дискаунтеров сети оформлены на юридические лица с названием «Торгсервис», к которым добавлены разные порядковые номера. В Красноярске это, например, «Торгсервис 4», «Торгсервис 5», в Омске — «Торгсервис 55» и так далее.
Основными собственниками этих юрлиц является семья по фамилии Шнайдер, доля которых в уставном капитале обычно превышает 60%, а также их партнер Андрей Вейкулайнен. Главой бизнеса, судя по всему, является Валентина Шнайдер, которая чаще всего владеет самой крупной частью в уставных капиталах многочисленных «Торгсервисов» (всего она имеет долю в 70 компаниях). Помогают руководить фирмами ей такие же многочисленные родственники: Иван, Андрей, Сергей и некоторые другие Шнайдеры. С прессой бизнес-семейство не общается.
Как поясняли источники журнала РБК, столь большое число юрлиц владельцам нужно для децентрализованной системы управления в разных регионах. В каждой региональной группе магазинов работает свой управленец — сами члены семьи Шнайдер уже много лет не занимаются оперативным управлением бизнесом.
К дискаунтерам семья Шнайдер в свое время пришла из алкогольного бизнеса. В частности, именно они в начале 2000-х развивали в Красноярске сеть павильонов «Ленком», которая продавала пиво и слабоалкогольные напитки. В 2004 году «Ленком» поменял название (но не владельцев) на «Напильник» (ООО «Самип»), павильоны сменились стационарными магазинчиками. Сейчас, по данным 2Gis, в городе действует 62 магазина с таким названием. Выручка пивной сети в 2014 году превысила 355 млн рублей, чистая прибыль — 44,5 млн.
Помимо «Напильника» Шнайдерам принадлежит компания «Алкотрэйд», оптовый поставщик алкоголя с выручкой в 1,12 млрд рублей за 2014 год. Компания поставляет алкоголь в тот же «Светофор» и другие торговые сети.
Сфера бизнес-интересов владельцев «Светофора» распространяется не только на алкоголь и сверхдешевые магазины. Так, у Шнайдеров есть своя сеть дисконт-аптек «Здоровье 24», которые прошлым летом начали клонировать, как когда-то жесткие дискаунтеры. Сейчас под этим названием, по данным сайта 124apteki.ru, в Красноярском крае работает 11 аптек. Возможно, аптечная экспансия — планы на будущее красноярской семьи предпринимателей.
Наконец, Шнайдерам принадлежат и несколько медицинских центров: «Клиника в Северном» и академия здоровья «Эдельвейс» (выручка последнего в 2014 году — 6,5 млн рублей) в Красноярске, «Клиника на Верхней Набережной» в Иркутске.
Столь ощутимых успехов «Светофору» во многом удалось добиться благодаря эффективной системе логистики, считает Дмитрий Полуянов. «Они в свое время набрали хорошую компетенцию в своевременной доставке товара и сейчас отрабатывают ее на дискаунтерах», — поясняет он. Сыграл на руку и экономический кризис 2014 года: люди начали экономить, искать места, где подешевле.
В итоге формат дискаунтеров вслед за «Светофором» начали тиражировать и другие местные торговые сети: тот же «Командор» запустил «Хороший», «Красный яр» — сеть «Батон». А красноярская сеть магазинов «Биг Си» даже придумала дисконт-гипермаркет с названием-спойлером «Папасветофор».
Конкурентам в результате, кажется, удалось немного потеснить «Светофор» в нише дешевых магазинов — весной сеть закрыла несколько точек в Красноярске и крае.
— Конкуренция в формате дискаунтер в Красноярске сейчас увеличилась, — поясняет Дмитрий Полуянов. — Первые «Светофоры» открывались порой в самых немыслимых местах, и покупатели туда ездили. Но, когда предложение товара стало ближе, ездить перестали.
В Красноярске, по его словам, «Светофор» уже прошел этап роста и сейчас больше занимается оптимизацией, закрывая убыточные площади и пытаясь вводить дополнительные способы совершенствования сети — например, тот же лимит на покупки. «Ограничение по ценам ввели, чтобы отсечь мелкую розницу и перейти на мелких и средних оптовиков, то есть чтобы покупатели покупали больше. Правда, это абсолютно нерыночная мера, ее негативно восприняли. Но пока идет активная экспансия в других территориях России, «Светофор» может себе это позволить», — говорит Полуянов.
Сильной стороной сети, по его мнению, можно считать то, что в «Светофоре» понимают: кризис продлится не вечно. Поэтому в сети сейчас аккуратно переходят от формата жесткого дискаунтера к более мягкому, среднеценовому сегменту:
— Да, сейчас людей мучает вопрос, как бы сэкономить или заработать денег. Но кризис сменится ростом, и у покупателей возникнет потребность в лучшем сервисе, в широком ассортименте товаров. Поэтому «Светофор» уже сейчас начал завозить брендовые позиции, известные торговые марки. Они уже смогли стать интересными для федеральных торговых марок.