Накануне в Красноярске прошли открытые обсуждения корректировки проекта планировки «Южного берега». Тема вызвала горячий интерес жителей престижного района, под окнами которых не так давно начали строить две высотки. Противники новых домов пришли протестовать против новой стройки, а заодно рассказали обо всех проблемах, с которыми сталкиваются жители «Южного берега».
— Куда мне бумажку кинуть, где тут урна для голосования? — уже за полчаса до начала слушаний интересовался на входе в администрацию Свердловского района мужчина лет сорока пяти.
— Ну вы на слушания сходите сначала, там и проголосуете, — отвечала девушка-организатор.
— Да зачем? Я против проекта буду голосовать, мое мнение не изменится.
Мужчина был против возведения высоток на въезде в «Южный берег», которое недавно начала компания «Белый город» («Проспект Мира» подробно писал об этом здесь). И хотя строительство конкретно этих домов не было вопросом обсуждений, большинство пришло именно затем, чтобы выразить протест против новых «свечек».
Участники быстро заполняли актовый зал администрации, где проходили слушания. Некоторые заранее написали слово «против» в бланках участников и подписывали обращения инициативной группы противников строительства, которые те раздавали в фойе администрации.
«Там же построят дома без парковок, без всего — и потом жители, как кукушата, все к нам придут», — делилась страхами с подругами пожилая женщина на заднем ряду в актовом зале.
— О, даже Еремин здесь, — спутал главу администрации Свердловского района Игоря Титенкова с мэром мужчина возле окна. — А, нет, это глава района, как его там…
Титенков и объявил обсуждения открытыми. Организаторы пояснили, что территорию бывшего судостроительного завода с конца 2000-х осваивает строительная группа «СМ.Сити». Действующий проект застройки был утвержден в 2011 году. По нему на территории в 62 гектара должен появиться жилой комплекс на 14 тысяч человек, детские сады на 430 мест, две школы на 1625 мест и поликлиника на 400.
Этот проект по заказу «СМ.Сити» скорректировала компания «Проектдевелопмент». Управляющий партнер компании Антон Шаталов пояснил, что корректировки касаются трех основных моментов. Так, предлагается перемежевать крупные земельные участки, на которых стоят уже построенные дома «Южного берега», чтобы каждый из них имел свой участок. Кроме того, в новом проекте строители решили отказаться от засыпки протоки в районе Затона — на получившейся насыпи ранее предполагалось построить несколько домов. Еще одно изменение — закрепление за школой на 1280 мест участка на западе «Южного берега».
В результате, по словам Шаталова, планируемая численность проживающих снизилась с 14 тысяч до 10, а обеспеченность детскими садами и школами на тысячу человек, наоборот, немного увеличилась.
Реализацию этих планов разбили на две очереди. В первую вошло строительство жилых домов микрорайона (сейчас, как говорит Шаталов, есть разрешения на строительство пяти домов). Во вторую, которая рассчитана до 2028 года, — строительство всех остальных объектов.
После этого началось обсуждение проекта. Из зала к микрофону вышел житель «Южного берега» по имени Виктор. Он обратил внимание, что на месте, где сейчас «Белый город» строит 24-этажки, в рассматриваемом проекте предусмотрено строительство домов лишь до 8 и до 16 этажей.
«Я пришел к выводу, что информация в проекте не соответствует действительности и разрешениям на строительство, которые получил «Белый город». Поэтому рассмотрение проекта без отзыва разрешения у компании, я считаю, невозможно», — сказал он и сорвал аплодисменты зала.
Рассмотрение, впрочем, продолжилось. Жительница «Южного берега» Евгения сообщила, что она сама работает проектировщиком и, по ее расчетам, площади парковочных мест на территории застройки «Белого города» не хватит для жителей новых домов. «Так что они встанут на наши места», — резюмировала она.
Следующая выступающая по имени Татьяна поделилась проблемами, с которыми жители сталкиваются уже сейчас. «На нашей территории всё застраивается жилыми домами, а детских садов, школ, поликлиник просто нет, — сказала она. — Очередь у нашего ребенка в детсад — 565, он в садик просто не попадет. Школа, которая рядом, построена в 1934 году, ее надо закрывать на капитальный ремонт, но закрыть ее нельзя, потому что некуда будет девать детей. В клиниках к специалистам не попасть, потому что к ним отправляют со всего Свердловского района».
Татьяна предложила в первую очередь строить детсады и школы, а уже потом жилые дома. «Дома мы всегда успеем построить, потому что это самое прибыльное, да, Александр Игоревич?» — поддела она сидящего рядом главу «СМ.Сити» Александра Коропачинского.
«Когда мы покупали здесь квартиру, то на проекте была нарисована школа, — вспомнила историю Татьяна. — Но она всё время мигрирует, как «Летучий голландец», а застройщик всё это время строит жилые дома. Вы сейчас показываете школу в планах до 2028 года — а к этому году школа опять куда-нибудь улетит».
Вышедшая следом к микрофону пожилая женщина вновь затронула тему строительства домов «Белого города». «Я понимаю строителей — им надо хапнуть побольше! А те, кто подписывают разрешения, не несут никакой ответственности, — сетовала она. — Выйдет такой по телевизору и в экран говорит: «Всё прекрасно!» Выбирают их хоть в заксобрание, хоть куда — все такие стройные. А потом в телевизор морда не входит!»
Следующий житель «Южного берега» решил не ограничиваться выступлением у микрофона, а сразу выбежал на сцену. «У нас «Южный берег» сейчас превращается в точечную застройку правого берега, — кричал он. — Там сейчас 4000 человек живет, а будет 10 тысяч. Как мы выезжать-то на Красраб будем? У нас другой улицы нет. А если Коммунальный мост опять закроют на какой-нибудь ремонт, то всё — кранты».
Его слова подтвердил еще один мужчина, который сказал, что пробка в районе Предмостного кольца по утрам достигает двух километров. «У нас каждый выезд из микрорайона — это уже пробка. А мы продолжаем строить дома. На предыдущем плане от 2010 года была школа, и он был утвержден, но на ее месте все равно построили дома. Если мы сейчас проголосуем, то где гарантии, что опять ничего не изменится?» — спрашивал он.
Антон Шаталов пояснил, что планы 2010 года, о которых упоминал мужчина, были не проектом планировки, а лишь концепцией, которую разработала голландская компания. «Это просто картинки», — сказал он.
— То есть когда мы покупали квартиры, нас обманули? — крикнули участники слушаний с разных концов зала.
Житель «Южного берега» Евгений после этого ударился в воспоминания о том, как он покупал квартиру в районе. «Я, скорее всего, самый старый житель микрорайона, я заехал в один из первых четырех домов в 2010 году, — сказал он. — И за этот проект нужно сказать спасибо «СМ.Сити» — до настоящего момента район все ставили в пример. Но ситуация меняется. Перед моими окнами появятся дома в 24 этажа, и неизвестно, что там за квартиры будут, неизвестно, не появятся ли такие же свечки на месте ангара. Мне кажется, сейчас хотят завуалировать тему, чтобы жители не понимали, что пытаются ухудшить их условия проживания».
Он предложил поднять руки всем, кто против проекта — руку подняли практически все в зале. После этого еще один выступающий подытожил всё сказанное. «Мы не хотим, чтобы «Южный берег» превратился в еще одни «Белые росы». Мы хотим, чтобы район оставался тем же, за который мы изначально платили деньги, — заявил он организаторам и проектировщикам. — А ваша цель — поддержать в этом нас, а не застройщика, который просто хочет единоразово поднять деньги».
Наконец слово взял и гендиректор «СМ.Сити» Александр Коропачинский. Он поднялся на сцену и начал весьма агрессивную речь, назвав собравшихся толпой и попросив их «включить голову».
«Вы готовы меня слушать? — несколько раз спросил он у зала. — Если нет, то я не буду говорить. Пока вы не слышите никого. Вы сейчас с водой ребенка выплеснете, если не включите голову и не послушаете, о чём вам говорят».
Коропачинский попросил зал определиться с тем, как они всё же к нему относятся: «Вы живете в «Южном берегу». Район лучший в городе. А кто его вам построил? Так я злой гений или добрый?»
Люди такой подход застройщика не оценили. «Он с ума сошел, что ли?» — возмутился мужчина, до этого спутавший Титенкова с Ереминым.
Александр Коропачинский меж тем продолжал. «Вы удивитесь, но наши с вами цели совпадают. Вы хотите комфортно жить, а я хочу как можно больше денег. Сегодня квартиры на «Южном берегу» самые дорогие — вы можете продать квартиру здесь и купить в полтора раза большую в любом другом районе. Тогда в чём претензии?»
Несколько человек разом возмущенно попытались ответить, но Коропачинский попросил «помолчать» и дать договорить. Зал умолкать не хотел. «Тогда я уйду, а вы будете жить в гетто», — пригрозил застройщик и спустя пару минут все же действительно завладел вниманием людей.
Он вновь пояснил, что скорректировать существующий проект нужно по трем основным причинам: чтобы замежевать участки, исключить засыпку протоки у Затона и чтобы зарезервировать место под школу. Причем, если проект планировки одобрят на слушаниях, то школа может начать строиться уже в 2019 году, обнадежил Коропачинский.
«А гарантии где? Школу нам уже обещали!» — крикнул кто-то из зала.
Александр Коропачинский пояснил, что «никогда за всю историю города ни один застройщик не строил за свой счет школу». «Она стоит миллиард — это невозможно, — пояснил он.—– Поэтому, когда раздаются возгласы: «А вы обещали школу», — никогда я не обещал».
«Вы сейчас, подогретые, возмущенные, проголосуете против проекта планировки — и заодно против того, чтобы ваши дома получили земельные участки, а в следующем году начала строиться школа», — сказал он.
Коропачинский призвал противников строительства высоток у «Южного берега» проголосовать за проект планировки, но отдельно отметить, что они против стройки. Сам он считает опасения жителей по поводу застройки лишь «страшилками». «Я уже по телевизору сказал: если вы в ведро воды капните две капли яда, то может затошнить, но вы не отравитесь», — напомнил он.
Фото: dela.ru
Затем Коропачинский попросил довериться ему, для чего воспользовался «врачебной» метафорой. «Когда пациент приходит к врачу, то тот всегда говорит: «Я вас слушаю», — привел пример он. — Я поступаю ровным счетом обратно — я никогда не слушаю, что мне говорят жители. Я делаю то, что считаю нужным и правильным, потому что в отличие от толпы — я не хочу вас обидеть — я читал книжки. То, что «Южный берег» из себя представляет, — это ровно то, что мы сделали, не спрашивая вас. Не надо спрашивать у пациента, как его лечить — исход будет летальный».
Речь застройщика вышла прокомментировать не представившаяся девушка. «Господин Коропачинский предлагает, чтобы нас слегка подташнивало, — ответила она ему. — Но на самом деле это уже происходит. Вы действительно не слушаете людей — они пытаются донести, что нам уже некомфортно жить. У нас невозможно попасть в поликлинику, в детский сад, попасть в школу по месту жительства».
— Причем здесь Коропачинский? — спросил у девушки Коропачинский. — Это бюджетные объекты.
— Хорошо, но какие гарантии, что в 2019 году школа правда начнет строиться?
— Это вопрос к мэру города.
— Вы минуту назад нам пообещали, что, если мы проголосуем за проект, то в 2019 году начнется стройка.
— Я обещал или я только сказал, что город планирует? — спросил у нее Александр Коропачинский, чем снова и окончательно разгневал участников слушаний.
— Значит, никаких гарантий нет, — резюмировала девушка.
— Если проголосуете против, то останетесь без школы еще на два-три года, — сказал застройщик. После чего обсуждение по сути прекратилось, и люди потянулись с бланками для голосования к урнам.
По итогам обсуждений 15 человек проголосовали за проект, 31 — против, а более 300 голосов пошли в предложения по проекту. Публичные слушания по проекту продлятся до 4 июня, вносить письменные предложения можно до конца мая.