В каком бы районе (ну, кроме Ленинского) вы ни жили, кажется, что КрасТЭЦ находится бесконечно далеко. Но все там были как минимум однажды: пару лет назад, хмельным утром, приятель отвозил бодриться пельменями, или вовсе в детстве, когда родители на скромную зарплату пытались собрать тебя в школу — и одним махом получалось только тут, да ещё и на мяч футбольный оставалось.
Таким товарищам, кстати, не бывшим на рынке лет 15-20, будет особенно удивительно посетить его сейчас. Ну а кто-то катается в истоки КрасРаба регулярно и знает, что не одним китайским поддельным шмотьём славно это место. Есть у него свои секреты. И своя история.
В лихую эпоху, когда по всей стране плодились полустихийные вещевые рынки, КрасТЭЦ не только не отставал, но и являлся важным транспортным хабом для товаров из Китая и челночников, таскающих их на себе огромными баулами. Такая торговля хоть и значительно сбавила обороты в наш век интернет-покупок, но всё ж дожила до него; более того, прекрасно себя чувствует, и быть может, даже переживёт «АлиЭкспресс». То, что добрая половина ее перебралась из помятых контейнеров в чистенькие помещения ТЦ, сути самой торговли не меняет. Однако сильно заметно внешне: не видать и не слыхать той базарной удали и хаоса, которые царили тут вплоть до решения о реструктуризации рынка и строительстве комфортабельных торговых площадей.
Согласитесь, эти последние шесть слов вообще имеют мало общего с местом, куда детей до 20 лет не отпускали одних, а ехали всей семьей, покрепче сжавши кошельки. Но если кому этой романтики не хватает — не волнуйтесь, с КрасТЭЦ её просто так не выветрить.
Нас же интересуют вопросы мирские и сугубо практические: чего там можно прикупить и чем там кормят. Вообще, первый вопрос, которым стоит задаться в случае с КрасТЭЦ — это зачем мне, такому умному-хорошему-цивильному современному человеку, закупающемуся в интернете и переставшему одеваться на рынках ещё при Ельцине, брать и тратить драгоценную половину дня на поездку за тридевять, а то и четыредевять земель? Сейчас попунктно разберёмся.
Первым делом разберёмся со шмотками. Мы будем рады видеть в комментариях людей, которые НИКОГДА В ЖИЗНИ не одевались на КрасТЭЦ, но сами с собой давайте будем честны: хоть одна вещь оттуда, да есть. Будь то шлёпки, которые очень грустят, когда вы носите их без носков, отчаянно пахнущий кожзамом Стильный Итальянский ремень муж. р.48-62 или постельное белье с дельфинчиками — ну, бывало, бывало, что уж. Да и вообще, не пора бы нам изменить отношение к предмету? Смотрите. Понятно, что все известные вам логотипы, что попадутся на глаза — «паль», откровенная и безоговорочная. Сетовать на это столь же мудро, как в обзоре фалафеля причитать: что за дрянь, где мясо. Почти всё здесь — «китай», тот самый, лютый, мейдынчиновый. К нему нужно просто присмотреться повнимательнее.
Во-первых, не все вещи имеют отношение к моде и всей этой истории с оригиналами и репликами: рыбацкому костюму плевать на все эти дела, как и человеку, который его выбирает. А у человека есть глаза и руки: все швы проверит, потянет, прикинет. Устроит качество — возьмт.
С качеством, если без претензий на «профессиональный уровень» снаряжения, тут всё более-менее: может попасться весьма недурно сшитая вещь из добротных материалов. К примеру, есть прекрасного качества хэбэшные тельняшки, майки-камуфляжки и прочие алкоголички для здорового образа жизни, всего за 150 рублей — магазинам спецодежды ни в жизь такую не потянуть. Или вспомнить ваши пылящиеся на даче кеды-шанхайки, пережившие всю остальную «приличную» обувь — где они были куплены?
В общем, все «вещи без претензий» тут смело можно брать, если не ожидать от них лишнего. Если не полениться и заглянуть в оптовые зоны, прилегающие к территории самой ТЭЦ, всё это можно купить еще дешевле, чем в контейнерах.
А даже если вернуться к вопросам моды, на рынке есть чем поживиться, вот не поверите. Отыскать притчевоязыцевый Abibas было бы большой победой — это уже, так сказать, свэг, их и в коллекцию поставить можно, и перед знакомыми модниками похвастаться. Да, так им и сказать, что покупать штаны Vetements за 50 кусков — это много ума не надо, а вот уметь носить откровенную паль, не скрывая ее сути посилу только людям с врождённым чувством стиля.
На них распространяются свои законы, первейший их которых — внимательно смотреть, принюхиваться и щупать. Желательно не касаясь товара руками.
Раньше, когда движение на рынке ещё было броуновским, еда со шмотками существовали вперемежку, с одним лишь чётким делением: справа (с восточной стороны) — китайцы, слева — русские и ребята со Средней Азии. Теперь же, с возведением новых ТЦ, деление вышло следующим: грубо говоря, в восточной части — шмотки и вещи, в западной — продукты. Кафешек полно и там и там, но о них позже.
Основная продуктовая достопримечательность левосторонней части КрасТЭЦ — социальный рынок «Фермерский». В кавычках даже чувствуется лёгкая ирония, потому как никаких продуктов, которые ныне ассоциируются со словом «фермерский», а именно — красиво упакованных и стоящих непомерных бабок овощей, яиц, молочки и мяса с небольших хозяйств — тут нет.
А вот чего тут навалом — это копеешных овощей и фруктов, по спелости и внешнему виду застывших где-то на полпути между прилавком вашего ближайшего овощного павильона и коробкой «уценка» в нём же. Иными словами, далеко не тухлятина, всё это можно есть. Чем скорей, тем лучше.
И да не смутит вас слово «социальный» в названии рынка: с толкотней в продуктовых дискаунтерах меж бабуль, переворачивающих позавчерашние батоны, поход на рынок «Фермерский» имеет мало общего. Здесь не чувствуешь себя докатившимся до маргинальной жизни будущим бичом, здесь ты Индиана Джонс в поисках помидоров по пятьдесят рублей/кило, оттачивающий продовольственный глазомер, обоняние, интуицию и харизму, когда дело доходит до ритуала «поторговаться».
Хотя по правде, тех самых помидоров по полтиннику здесь как раз навалом, на каждом прилавке. А вот что предстоит поискать — это выгодные предложения по экзотическим фруктам, например 3 манго за 100 рублей, или авокадо по 20. Одним фруктам лучше дать полежать-дозреть дома, другие вот-вот переспеют, раз на раз не приходится, то же касается и их наличия. Здесь-то вам и пригодятся вышеописанные умения продвинутого покупателя, включая то самое невозможное — оценить товар, не беря его в руки. Поскольку если продавцу покажется, что вы его помяли или испортили, например, бананы, в силу спелости, поднадорвутся на весу, то придётся брать: испортил — покупай. Правда, и пробу ещё никто не отменял — мы же на рынке.
С иных колхозных можно на одних дегустациях выйти сытым, наглым и довольным, ничего не купив. Здесь же ничего не купить не получится: увидев копчёные сардельки за 50р./кило, здоровенный ломоть голландского сыра за стольник и упаковку бри за полтинник, да сравнив их в уме с ценником популярных супермаркетов, можно почувствовать себя героями «Евротура» в Братиславе, поплыть рассудком и начать нахватывать всё подряд. Так вот, это, друзья, ловушка: потратите все деньги, еле дотащите пакеты до дому, удивите семью количеством добычи, а потом все вместе пару вечеров будете принюхиваться к накупленному. На рынке принюхиваться надо было. Вспомнить все виденные выпуски «Контрольной закупки» и выбирать внимательно.
За пределами «Фермерского» градус бдительности можно сбавить, но взамен напрячь зрение. Столько здесь всяких лавочек, магазинчиков, пекарен и чего угодно с надписью «халяль», что глаза непременно разбегутся, и могут не ухватить каких-нибудь действительно редких штукенций.
К примеру, захотелось вам свежего хлеба из тандыра — не спешите хватать первый попавшийся, посмотрите, где его прямо сейчас кладут и вынимают из печи, а еще лучше — присмотритесь к названиям, быть может, попадётся не простой лаваш, а патыр. И скорее всего, прямо там же вы узрите шарики курда, кристаллизованную карамель, внушительных размеров и цен конские колбасы (казы) да бутылку кыргызской пахты, которая означает не ту пахту, что у нас, а хлопковое масло. А если вам повезёт и вы встретите женщину, торгующую молочкой и зеленью, присмотритесь к контейнерочкам по 100 рублей, в которых содержится что-то похожее на сметану, только с кондитерской посыпкой. Берите немедленно — это никакая не сметана, а десерт нишалло, по вкусу похожий на помадку со свежеиспечённого кулича, когда она ещё не засохла, а тянется. Очень сладко, но оторваться невозможно.
Мясоеды надолго зависнут в рядах и магазинах с халяльной говядиной и бараниной — есть на что засмотреться. Если в анатомии этих животных вы разбираетесь плохо и опасаетесь, что под видом мяса для шашлыка вам могут насовать неопознанных частей для супового набора, обойдите все мясные точки и перекиньтесь хотя бы парой слов с каждым из продавцов. Вы наверняка почувствуете «своего» человека, который не стремится вам во что бы то ни стало впихнуть товар вместо того, чтоб выслушать, чего вы хотите. Возможно он впоследствии и станет «вашим» мясником, как есть у людей свои дантисты, психологи и цирюльники. Но вообще деловую репутацию тут блюдут и берегут: от несвежего товара потом хлопот не оберешься, а если еще молва пойдет — хоть бери да уезжай. Потому что почти все друг друга знают.
От прогулок по этим улочкам из контейнеров и павильонов вообще создается ощущение, что идешь если не по Ошскому рынку, то по его маленькому филиалу. Коим его вполне можно считать, учитывая плотную культурную связь с Бишкеком, куда с КрасТЭЦ регулярно отправляются автобусные рейсы. На самой автобусной площади, кстати, это ощущение не теряется, а только усиливается, когда идешь вдоль павильонов с чайханами и парикмахерскими. Эти чайханы, кафесы, столовые и закусочные тут не просто на каждом шагу, а прямо дверь в дверь. Как вы понимаете, мы плавно переходим к самому вкусному богатству рынка.
Неоспоримая формула, по которой за вкусной аутентичной кухней нужно отправляться именно на рынки, сложилась естественным путём. Всё просто: на рынке торгуют люди с соседних стран и республик, в культурах которых крепки традиционные связи, и в обеденный перерыв они вряд ли побегут заваривать быстрорастворимую пюрешку, а предпочтут покушать, как им привычней и вкусней. Этим и объясняется количество едален и закусочных, а их ассортимент диктуется национальностью и вкусами владельцев и завсегдатаев.
На западной стороне главенствует среднеазиатская кухня со своими запахами: плова, мяса на углях и свежей выпечки из тандыра. Особо выделяющихся и легендарных мест, по крайней мере, о которых бы местные говорили единодушно, здесь не обнаружено: все едят, где привыкли, кормят, говорят, везде нормально. Убедиться в этом легко, в обеденный час (с 13:15 до 14:15) позаглядывав внутрь: свои ребята сидят — есть можно. Ну а если ребята с необъяснимым терпением стоят в очередях, не жалея драгоценного времени, значит, точно вкусно. Правило с такими очередями давно проверено в мире харчевен и стритфуда, но у него есть две погрешности: во-первых, оно барахлит в туристических местах, а во-вторых, очередь может начать образовываться от того, что долго готовят, и растянуться уже потому, что люди просто вставали в очередь.
Здесь же туристов, мягко говоря, не наблюдается, а скорость подачи блюд отточена и шлифуется каждый рабочий день: к обеденному перерыву нужно подходить с полными казанами. Или с полными воками: восточная часть рынка славится своей китайской кухней, которая, в неадаптированном (а значит, самом вкусном) виде, за редчайшими исключениями, осталась только тут. Но не будем придаваться ностальгии по вечерам в Лунчине, кафе с флигельком на Брянской и секретной лапшичной в почившем ДК КрасТЭЦ. Хотя бы потому, что имеющиеся на рынке заведения полностью восполняют недостаток в хорошей китайской еде, начиная с уличной, и заканчивая ресторанными блюдами. В этом же порядке её и рассмотрим.
Вообще весь азиатский стритфуд в нашем городе корнями уходит в торговые ряды вещевого рынка с восточной стороны: в обеденные перерывы и утренние часы здесь ходили (и ходят) люди с мобильными едальнями: у кого набор салатов и закусок, у кого ёмкость с горячим: пельменями, лапшой, рисом и разнообразными начинками — такие передвижные кухни вставали на определённом месте, под воком включался газ, и тут же всё при тебе обжаривалось.
И по сей день можно встретить вьетнамцев, торгующих рисом с мясом (но вообще больше салом) и яйцами во фритюре, а вот былинного китайского мужика, который с 7 утра жарил рис/лапшу, а потом занялся пельменями, говорят, не видать уже, на родину уехал. Правда, другие источники утверждают, что буквально недавно ели у одного такого мужика — по описанию вроде он. Кому верить — неясно, остаётся лишь проснуться в самую рань, а то и вовсе не ложиться, да совершить с утра гастрономический вояж в неближний свет.
Только вот надобности в ранних просыпаниях, помимо спортивного интереса, теперь не стало. Где убыло, там и прибыло: лишившись возможности брать пельмени за 100-200 рублей утром на улице, мы приобрели возможность отведать их за те же деньги в помещении, в удобное время. И хотите верьте, хотите нет, но эти пельмени ещё вкуснее. Среди китайских павильонов относительно недавно открылось место, нынче почитаемое знатоками и работниками рынка как безоговорочный номер один по пельменям.
Называется оно, разумеется, никак. На двери здесь объявление на китайском, видимо, гласящее, что камон, чуваки, тут вы сможете спокойно поесть. Спокойно — потому что русские лаоваи про это место пока мало знают, и с бутылкой водки (а тут можно со своим) в 8 утра не заламываются, а потому и отношение хозяев к вам будет самое приветливое и вежливое среди всех здешних заведений. По крайней мере, пока. До первого инь цынь дента.
В меню здесь всего четыре блюда плюс небольшой стол-буфет, на котором стоит кастрюля с чайными яйцами и ёмкости с популярной обеденной снедью. Брать можно всё: хоть лапшу, которая тут в двух вариантах — в жаркие дни делают освежающую холодную, с огурцом, заправкой и дроблёным арахисом, а в прохладную острую нажористю — хоть жареный рис, хоть пельмени (обычные паровые или суповые). В последних существенно меньше мяса, они очень необычной формы, выскальзывают из палочек, но вместе с бульоном это потрясающе. Только добавьте в него все имеющиеся на столе соусы, заправки и острое масло. И не переоцените свой аппетит: здешней порцией за 200 рублей можно спокойно накормить троих человек, и это не фигура речи — они реально наедятся. Потому, если вы один, мудрей всего будет взять порцию за 100, а за 200 взять с собой домой и прикладываться к ней остаток дня. Единственный минус заведения — там частенько нет то одного, то другого, потому что всё махом съедается, а иногда кафе не работает вовсе, потому что в зале лепят пельмени — помещение-то крошечное, одной кухни не хватает. Зато если все звёзды сошлись, оно открыто и там всё есть, вас ждёт удивительный опыт.
В соседней двери находится ещё одно относительно новое заведение, уже вьетнамское. И за вьетнамской кухней знатоки советуют ходить именно сюда, а не в колыбель красноярских вьетнамок, что на остановке за поворотом. Она своё дело сделала: влюбила нашего брата во вьетнамскую кухню и спровоцировала открытие всех остальных вьетнамских заведений, но попутно растеряла аутентичность, иначе говоря — обрусела, подстроившись под наши вкусы. Поэтому за настоящим фо и нэмами на рынке нужно идти в новое место. Так сказать, дорогу молодым.
А кому охота не только еды, но и интерьеров, отправляйтесь в китайский ресторан Синь Юань, что в новом чёрно-красном ТЦ. Цены, разумеется, будут на порядок выше, чем в павильончиках, но зато это прям ресторан, и готовят здесь, среди прочего, сложносочинённые блюда высокой китайской кухни, и своих денег они стоят. В этом же ТЦ, кстати, есть аж два магазина с китайскими продуктами, оба на первом этаже, и в оба стоит зайти. Ассортимент на 80% повторяет лавку в «Комсомолле», но есть и разные диковинки: в том, что подальше, например, широкий выбор соевых снеков необычных форм и вкусов, куриные лапки в вакууме, а однажды были даже гусеницы. Не то их решили больше не возить, не то любители острых ощущений набежали и всё подъели.
Выйдя из ТЦ, стоит подразведать ряд павильонов за поворотом, в котором находится вышеописанная первая вьентамка: кроме неё там есть чем поживиться. Например, здесь находится кафе «Дружба» — самое вкусное среднеазиатское место по эту сторону КрасРаба. В нём сплелись кыргызская, казахская, узбекская и уйгурская кухни, готовят очень недурно, а лагман — это вообще шедевр. Меньше всего похож он на ту красную жирную жижу с покупной вермишелью и запахом сладкого перца, которую вам предлагали в шалманах на рынке «Взлётка» — это настоящий уйгурский лагман. Не суп с лапшой, как принято считать, а лапша с соусом. Причём лапша самодельная, тянутая. Вкус и размер у него такие, что.. Скажем так, если лагман из той же «Вкусняшки» для вас — 10 из 10, то здесь в системе оценок потребуются дополнительные цифры, как новые дырочки в ремне.
Ремень, правда, после всех этих кафе будет уже не застегнуть. И кстати, если вы дочитали до этого момента, то ловите карту сокровищ для лучшей ориентации на местности.
А ведь мы легонько затронули лишь малую их часть. Сколько всего на КрасТЭЦ едален, вам не скажет никто, и посчитать сложно: во-первых, окажется, что вон за тем неприметным углом были ещё две чайханы и столовка, а во-вторых, пока вы будете считать, одни места могут закрыться, и открыться новые. Доля шутки в этой шутке — процентов десять: рынок живёт настолько бурной и переменчивой жизнью, что в каждый последующий визит способен открываться с новой стороны, почти всегда неожиданной.
Для написания этой статьи было совершено восемь целенаправленных поездок, и каждый раз это был отдельный опыт, без повторов. Можно даже попробовать ежедневно ездить в одно и то же время в одно и то же кафе, заказывать одно и то же блюдо, и всё равно всякий раз будет особенным. Ну а лучше, конечно, ерундой не заниматься, а изучать рынок дальше. Кто знает, быть может, у кого-нибудь когда-нибудь получится не просто посчитать, а поесть в каждой здешней харчевне. И на прижизненном памятнике этому человеку будет написано: «Он видел некоторые блюда». А мы теперь видели кое-какой КрасТЭЦ.