Осужденный по делу «Автономной боевой террористической организации» (запрещена в России) Иван Асташин рассказал о том, как «ломают» заключенных в красноярской колонии.
Администрация использует угрозы изнасилованием и карательную медицину, а после обработки заключенный остается со «сбоем по жизни». Красноярскую ИК-17 Иван Асташин называет «помойным ведром» и подробно рассказывает, как начальство колонии «клеймит» зеков.
Письмо Асташина из мест заключения опубликовало издание «Сибирь.Реалии». Мы публикуем его сокращенный вариант.
Как пишет Иван Асташин, все заключенные колоний разделены на касты — «масти». Основную массу составляют «мужики», над ними находятся «бродяги» и «воры». Мужики держатся сообща и чтят так называемый воровской уклад и находятся в оппозиции начальству колонии. Ниже мужиков стоят «красные», или «шерсть» — заключенные, работающие на администрацию, например дневальными, завхозами, поварами и посудомойщиками. Наконец, в самом низу иерархии расположенны «обиженные», или «петухи» — неприкасаемая каста, с которой не должен иметь дела «порядочный» арестант.
При этом, отмечает Иван, на зоне существует и разделение труда. Обиженные могут заниматься любой работой, а вот мужики не должны выполнять «петушиную» или «красную» работу, иначе рискуют сами оказаться в одной из этих каст. Либо заработать «сбой по жизни», об этом и пойдет речь далее.
Иван рассказывает следующую историю, судя по всему, реальную. Из ИК-17 в Красноярске приходит этап в норильскую ИК-15. Одного из заключенных спрашивают: «Кем живешь?». «Мужиком», — отвечает ЗК. Заключенные принимают его в свой круг и начинают разговор за кружкой чифира.
На вопрос, чем заключенный занимался в ИК-17, он отвечает — работал в бане. Другие ЗК сразу дистанцируются от него, поскольку мужик не может работать в бане, это удел «обиженных» и «красных». Новоприбывшего ЗК сразу определяют в угол к «козлам» и больше он не сможет подняться до касты мужиков.
Иван Асташин, фото: ovdinfo.org
Если же ЗК сделал что-то неприемлемое для мужика, но «красным» назвать его нельзя, так как он не состоял в какой-то должности, не работал в хозобслуге и не имел дел с оперотделом, то в таком случае говорят, что мужик имеет «сбой по жизни». Это значит, что он остается мужиком, но уже ущемлен в правах.
Как отмечает Иван Асташин, в Красноярском крае администрация колоний ломает мужиков именно через «сбой по жизни», заставляя их запятнать репутацию через отказ от воровского уклада и хозработы.
К примеру, надзиратели предлагают заключенному простое действие — на камеру подмести территорию при бараке или прогулочный дворик. Взяв метлу в руки, заключенный приравнивает себя к «красным» или «петухам» и зарабатывает «сбой по жизни».
По словам Асташина, ИК-17 под Красноярском много лет служит «помойным ведром», то есть администрация пытается разными способами «запомоить» и «сломать» мужиков, переведя их в низшие касты.
— Прибывший в ИК-17 этап встречают обычно словами: «Проблемы с хозработами есть у кого? У кого есть, [бить] будем прям здесь!», — рассказывает Иван. — 15 из 16 человек уныло молчат, один с достоинством произносит: «Я не буду делать хозработы». Товарищ майор сплевывает на пол: «Я тебя [изнасилую]».
После этого, пишет Иван, отказавшегося ЗК валят на пол и сотрудники зоны методично избивают его. После закидывают на стол и снимают с него штаны вместе с нижним бельем.
— Обездвиженный человек чувствует в жопе что-то постороннее, мелькает мысль: «Приехали...». С трудом выворачивает голову, и вздох облегчения вырывается у него из груди: сзади стоит медичка — в жопе всего лишь ее рука. Не опустили, — говорит Асташин.
Иван отмечает, что на его памяти никого из заключенных ИК-17 сотрудники не «опускали», но такое запугивание часто срабатывало и ЗК шли на хозработы. Для отказников, добавил Асташин, есть «секретное оружие» — тяжелые антипсихотики и нейролептики, вроде галоперидола и аминазина. Так или иначе, порядка 95% спецконтингента ИК-17 отправляется на этап, уже имея «сбой по жизни».
«Сбой по жизни» может либо никак не повлиять на дальнейшую жизнь ЗК, либо сильно ущемить его права. Если в одной колонии такого заключенного примут и забудут о «сбое по жизни», то в другой он станет «неполноценным» мужиком — он не сможет подняться в тюремной иерархии, не сможет высказывать свое мнение, пока его не спросят. Даже в бытовых вопросах его всегда смогут заткнуть, указав на запятнанную репутацию.
Иван Асташин в ИК-15, фото: Владимир Акименков
Иван Асташин заключает, что во многих колониях администрация использует воровские понятия против самих заключенных, стараясь любыми способами «заклеймить» зеков и сделать его неполноценным — чтобы он больше не имел права голоса и не мог подбить других заключенных на сопротивление начальству или бунт.