Присяжные заседатели вынесли обвинительный вердикт по делу бывшего вице-президента краевой федерации бокса Андрея Грабовского. 53-летнего мужчину признали заказчиком убийства экс-милиционера Сергея Назарова, совершенного в ноябре 2004 года.
Защитник Андрея Грабовского, адвокат бюро «Хорошев и партнеры» Иван Хорошев сказал «ПМ», что считает своего подзащитного невиновным, а само дело назвал «полностью пыточным». По заявлению Хорошева, показания на Грабовского из двух свидетелей якобы выбивали силой.
«Поскольку присяжные вынесли вердикт, мы вправе говорить о деле. Во-первых, я еще больше убедился, что Грабовский этого не совершал. Это точно. Все 18 томов дела — это макулатура. И всех ключевых свидетелей пытали, — заявил адвокат. — В материалах дела есть сведения о пытках ключевого свидетеля — посредника, Андрея Гугли. Он сам в суде сказал, что его пытали. Второй свидетель — Алексей Шатов, который был водителем — тоже на суде сказал, что его пытали. Все это дело — это огромное пыточное дело, в котором с 2004 года из людей выдавливали, выламывали показания».
Иван Хорошев сказал, что суд запретил ему озвучивать перед присяжными то, что свидетелей, как он утверждает, пытали. Хотя, по его словам, практика европейского суда говорит о том, что до присяжных необходимо доносить сведения, при каких обстоятельствах были получены показания.
«Андрей Гугля за все это дело допрашивался четыре раза, и только один раз в деле появились документы, где он признался. И в этом протоколе допроса рукой его адвоката дописано: "Мой клиент дает ложные показания, он сам себя оговаривает". Нам не разрешили этот документ показать перед присяжными, нам не разрешили допросить адвоката перед присяжными, нам не разрешили допросить Гуглю по фактам пыток. Все показания свидетелей, которые доводились до присяжных — давались под пытками. Свидетели потом пришли в суд и отказались от своих показаний».
Третьим свидетелем был непосредственно киллер Евгений Коваль. Хорошев считает, что убийца экс-милиционера якобы может скрывать «настоящего заказчика» и намеренно указывать на Грабовского — сейчас Коваль находится в колонии.
«Человек находится в колонии, в уязвимом положении. У нас есть предположения о том, что условия отбывания наказания у него плохие — возможно, Ковалю могли предложить дать показания на нужного человека. Человек допрашивался в наручниках, в тюремной робе — к сожалению, это произвело эффект на присяжных».
По заявлению Хорошева, показания киллера вызывают вопросы. Так, говорит адвокат, впервые о возможном участии Грабовского в заказном убийстве Коваль заговорил в 2014 году, хотя осудили его в 2010.
«Причем показания сюрреалистические. Он говорит: "Ко мне пришел Гугля, предложил убить Назарова, я согласился". Он говорит, нужно встретиться с заказчиком — зачем киллеру встречаться с заказчиком? Потом он говорит: "Мы встретились здесь, дату не помню, время не помню. Грабовский ко мне подошел, сел, спросил, готов ли я совершить убийство, после ответа ушел". Что за встреча? Мы не можем ее опровергнуть, потому что она была 15 лет назад».
Адвокат заявил, что якобы постоянно ловил Коваля на лжи.
«В своих ранних показаниях он говорит: "Фамилию Назарова я узнал только после убийства из СМИ". На допросе в 2014 году он сказал: "Фамилию Назарова мне сказал Гугля". Потом он меняет показания и говорит: "Фамилию Назарова мне сказал Грабовский". На мой вопрос, где он говорит правду, Коваль ответил: "На следствии я говорил неправду и вводил следствие в заблуждение". На вопрос, как он может подтвердить то, что сейчас говорит правду, ответил: "Сейчас я раскаялся"».
В итоге, указывает Хорошев, дело было построено на показаниях одного человека, Коваля — оставшиеся свидетели отказались от своих показаний на Грабовского. По заявлению адвоката, на месте Грабовского мог оказаться любой человек.
«Для этого достаточно всего двух условий. Человек должен был быть знаком с Назаровым до убийства, и на этого человека должен был показать Коваль. Достаточно было сказать: "Заказчик Иванов, с ним мы встретились на острове Отдыха за день до убийства"».
Хорошев передал слова и своего подзащитного — Андрей Грабовский заявил, что в СИЗО к нему якобы приходили сотрудники уголовного розыска и просили дать показания против Анатолия Быкова, с которым связывают обвиняемого.
«Просят спокойно, вежливо. Ты должен дать показания на Анатолия Петровича Быкова, тогда мы тебя освободим от этого уголовного дела, — цитирует Хорошев Грабовского. — После вердикта к Грабовскому еще дважды приходили в СИЗО и снова просили дать показания на Быкова — дашь показания и получишь меньший срок, такая спекуляция идет».
Адвокат добавил, что 23 января пройдет очередное заседание, где будут обсуждаться обстоятельства, которые повлияют на приговор Грабовского. Хорошев считает, что приговор будет обвинительным, и срок назначат значительный — около 15 лет лишения свободы. Ориентировочно суд вынесет решение в начале февраля.