В 2011-м 16-летняя Крамер частями выкладывает готовую повесть на Проза.ру и практически сразу становится популярной. Произведение рассказывает о 17-летней американской девочке-подростке Глории Макфин, которая, как и полагается подростку, страдает от непонимания и равнодушия окружающих и готовится покончить с собой. Самоубийство она откладывает на 50 дней, но в конце повести все же выбирает жизнь.
Фабулу «50 дней» оригинальной не назовешь, по уровню владения языком и созданию персонажей Крамер тоже не Лев Толстой, однако книга попала в какой-то подростковый нерв. Книгу скачали более шести миллионов раз.
Как признается автор, такого успеха она не ожидала. Девушка вообще не считает себя писательницей и о своих литературных дарованиях отзывается весьма пренебрежительно.
Также Крамер рассказывает, что в отличие от большинства подростковых авторов не описывает в книге себя. По ее словам, Глория — полная ее противоположность, образ, надерганный по нити из привычек и мыслей друзей, и в процессе письма Стейс не раз возмущалась тупостью и поведением своей героини.
Естественно, коммерческие издательства не оставили книгу с такой аудиторией бесхозно валяться в интернетах. В 2015-м «50 дней до моего самоубийства» выходит в крупнейшем российском издательстве «АСТ». И тут происходит событие, которое с одной стороны стоило автору немало нервных клеток, а с другой — принесла книге дополнительную известность.
Как известно, Роскомнадзор не может спокойно пройти мимо слова «самоубийство», и ведомство тут же начало преследование произведения. Всего в книге нашлось более 300 слов, предложений и выражений, которые ну никак нельзя слышать людям до 16, то есть основной аудитории Крамер. Усиленной работе вентилятора способствовало и то, что именно в это время по стране гуляла история «Синего кита» — «групп смерти», где детей якобы склоняли к суициду.
Как утверждала начавшая эту истерику «Новая газета», группа для своей подрывной деятельности активно пользовалась цитатами из «50 дней». В итоге книгу начали изымать из магазинов, а суд города Орла признал незаконным и размещение книги в интернете. Всего прошло более 20 судебных процессов и все они были не слишком благоприятны для Крамер и «АСТ». В итоге книгу переиздали с маркировкой 18+ и названием «Я выбираю жизнь: 50 ддмс».
Сама Стейс признает, что влияет на молодежь, но вместе с тем уверяет, что книги ее скорее учат, как не совершать самоубийство, нежели подталкивают подростков к уходу из жизни.
— Безусловно, я чувствую огромную ответственность за то, что пишу. Но, знаете, я никогда бы не позволила себе издать книгу, зная, что она кому–то может навредить. Буквально каждый день я получаю множество отзывов от своих читателей, которые благодарят меня за творчество, за то, что мои произведения помогли избавиться от тяжелых мыслей. Мои книги не о том, как жизнь плоха, как тяжело существовать — они о том, что, несмотря на все трудности, жизнь прекрасна, нужно ее любить и радоваться каждому дню, — говорит она в интервью порталу «Мел». Но даже с новым названием и измененным возрастным цензом книга осталась среди хитов. В бумаге продали более 100 тысяч экземпляров, тираж сегодня почти фантастический. При этом интерес к произведению с годами не спадает. По данным Google, за 2019 год «50 ддмс» до сих пор занимает третью позицию среди книг, которые пользователи ищут чаще всего.
Микки Маус учит нас, что каждая успешная история во имя коммерческого успеха нуждается в немедленном продолжении, но, к удивлению многих, следующей книгой Крамер стало не продолжение «50 дней», а совершенно самостоятельная книга «Мы с истекшим сроком годности» про девушку-инвалида — разумеется, подростка. Как и в первом романе, действие происходит в США, так как, по словам Крамер, у нас с России эти истории не могли бы произойти из-за недостатка свободы.
Подросткам книга снова «зашла», но, как утверждают критики, писательское мастерство Стейс не выросло ни на йоту. Да и сюжет второго романа очень уж напоминает и первый, и вообще всю подростковую литературу. Но уже то, что книга не стала золотоносным продолжением, внушает к Стейс некоторое уважение.
Продолжением стала третья книга Крамер — «Абиссаль» — вышедшая 2019 году в «АСТ» в рамках серии «Проект Стейс Крамер», что как бы внушает, поскольку мало кто из ныне живущих писателей удостаивается на «АСТ» отдельной серии.
Новый роман рассказывал.... да, про девочку-подростка, и снова изрядно продался. Так что главный вопрос о Крамер — останется ли она подростковым писателем навеки, постепенно вырастая и теряя связь с аудиторией, или начнет писать более взрослую литературу с большей глубиной — но оттого и меньшим коммерческим успехом.