В прошлом красноярец Владимир Кокидько — профессиональный фотограф. Наряду с основной работой он изготавливал изделия из дерева в собственной мастерской. « Делал на заказ мебель, предметы интерьера, различные головоломки и другие нужные в быту и на отдыхе вещи » , — рассказывает предприниматель.
Около двух с половиной лет назад знакомая пара попросила Владимира сделать для их ребенка нейротренажер. Семья осталась довольна и качеством работы, и ее стоимостью — она была в четыре раза ниже рыночной. О мастере стало известно более широкому кругу людей, Владимиру начали поступать заказы на развивающие игрушки. Спустя некоторое время их стало так много, что он решил оставить работу фотографа.
Сегодня у Владимира уже не просто мастерская, у него собственная товарная марка Neirotoys, бизнес он развивает вместе с женой Ольгой. Предприниматель замечает, что 70% их работы — это ручной труд, 30% — машинный, например, разные чертежи. Делать игрушки семье помогают семеро сотрудников. Они шлифуют, обрабатывают изделия, доводят до товарного вида.
Придумывает нейроигрушки сам Владимир, но этот этап не обходится без сопровождения специалистов — например, психологов, которые дают советы по совершенствованию изделий. С недавних пор к команде присоединилась профессор Елена Соколова, автор собственного метода системной психокоррекции. Как пояснил Владимир, она будет писать статьи про продукцию Neirotoys, о том, как эти игрушки помогают людям с физическими нарушениями.
Бизнесмен уточнил, что около половины клиентов мастерской — это люди с ограниченными возможностями здоровья, у которых ДЦП, нейропсихические и ортопедические заболевания, деформация тела и другие нарушения. Нейротренажеры помогают им развивать моторику, осанку, вестибулярный аппарат. Еще 30% — это клиенты, которые заботятся о своем здоровье, продолжает Владимир. 10% приходится на людей, проходящих реабилитацию, а оставшиеся 10% — это молодежь, которая занимается спортом и танцами, различные спортивные центры и другие учреждения.
Владимир не смог уточнить среднее количество заказов в месяц: «По-разному бывает. Может быть пять заказов по пять тысяч рублей, а может быть 50 по 500 рублей. Работаем пока в минус. Все, что зарабатываем, вкладываем обратно, в развитие производства. Наши расходы состоят из арендной платы, материалов — мы покупаем красноярскую фанеру — и зарплаты ».
За все время семья вложила в свое дело около 2,5 млн — эти деньги пошли на расширение мастерской, покупку оборудования, регистрацию товарного знака и другое. Сейчас компания делает сертификацию вместе с Агентством развития бизнеса. В ближайших планах у Агентства и Neirotoys — выход на заграничный рынок: СНГ, Дубаи, Европа, Азия, поездки на крупные выставки. «Агентство развития бизнеса очень помогает нам, здорово подталкивает к дальнейшему развитию», — признается Владимир.
Но без трудностей, как и в любом бизнесе, не обходится. Первое — это нехватка финансов и сотрудников. Говорит, всегда хочется сделать лучше, красивее, но продажи пока небольшие, каждый месяц «приходится сводить концы с концами».
Еще одна трудность в том, что конкуренты копируют тренажеры компании.
« Но они делают это некачественно, например, межполушарный лабиринт делают некрасиво, не заморачиваются в правильной обрисовке рисунка, — поясняет Владимир. — Я же начал придумывать новые изделия, а не копировать. Когда советуюсь со специалистами, они говорят, что далеко не все изделия на рынке подходят [по назначению]. Рисунок должен быть математически правильным, ведь наш мозг — вычислительная машина ».
При этом, как заметил Владимир, рынок нейротренажеров в России фактически пустой. Самый широкий ассортимент товаров, по его наблюдению, предлагает именно его компания. В каталоге на сайте Neirotoys представлены балансборды, межполушарные лабиринты, балансиры для рук, геоборды, массажные доски и другие игрушки. В среднем они стоят по две тысячи рублей. Самый дорогой тренажер можно купить за пять тысяч, самый дешевый — за 400 рублей.