Posted 24 сентября 2020, 06:23
Published 24 сентября 2020, 06:23
Modified 29 мая 2023, 10:22
Updated 29 мая 2023, 10:22
Журналист, пиарщик и член Русского географического общества Денис Терехов опубликовал на ютуб-канале iKumena интервью с Сергеем Торопом, известным как Виссарион, и его помощником Вадимом Редькиным.
Разговор произошел в июле, автор отмечает, что это последнее интервью Виссариона до ареста.
Терехов называет Вадима Редькина апостолом Виссариона, отметив, что для виссарионовцев второй по значимости книгой является «Повествование от Вадима», написанное Редькиным. Первая книга — «Последний завет» Виссариона.
Сам Редькин себя апостолом не считает. «Вадим, ученик. Тот, кто фиксирует события», — представляется он. Однако автор предполагает, что именно он может управлять всей общиной, а не Виссарион.
«[Слово] негодяи я слышу редко, а секта — бывало. Все-таки уже почти 30 лет мы здесь. Но ведь не важно, как нас называют, важно то, что мы делаем искренне. Я на это реагирую философски, тем более, что секта означает отдельное учение», — говорит Редькин об отношении других к общине.
Автор тогда отметил, что вскоре с Виссарионом «будут разговаривать довольно серьезно», так как при обысках в общине нашли оружие.
В июле Редькин комментировал уголовное дело против общины — им вменяют создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами:
«Мы стараемся ко всем относиться хорошо. Оценить сейчас действия и [сказать] почему из главного управления следственного комитета идут расследования по такой статье, которая предполагает или подозревает, что у нас здесь принуждение или экстремизм… Не знаю, за 29 лет жизни здесь именно такое внимание и с такой точки зрения первый раз [встречаю]. Оценить я его не могу. Это продолжается уже два года, если бы хотели найти это быстро или если бы это было в нашей жизни, давно бы уже нашли».
Значительная часть интервью Дениса Терехова — разговор с Виссарионом. Журналист отмечает, что обычно Виссарион неохотно общается не только со СМИ, но и своими последователями.
«К своим последователям он снисходит с горы, я здесь вижу прямо такой косплей Нагорной проповеди. И 15-20 минут раз в неделю, несмотря на то, что они живут от него в двухстах метрах, отвечает на их вопросы и рассказывает им, как жить дальше, — говорит журналист. — Я глубоко убежден, что в этом много театральщины, потому что, каким бы ты ни был "живым Богом", ты в первую очередь человек. Мне кажется, что поговорить с людьми было бы по-честному и важно. Эти беседы с учениками, это не вопрос сакральности и пафоса, это вопрос его усталости — ему больше нечего сказать».
Виссарион ответил на вопросы журналиста о том, почему община появилась именно в Сибири — здесь «благоприятная обстановка для духовного развития» — и как к его учению относятся другие конфессии:
«[Другие религии я воспринимаю] просто как тех, кто искренне верит в то, что им дорого, что они понимают. Они искренне стараются сделать доступное их пониманию. Ко всему этому всегда нужно относиться с пониманием и с каким-то определенным уважением, потому что люди искренне стараются сделать правильное, как они это понимают. Это относится к любому другому учению, другая оценка здесь и не требуется. («А они к вам как относятся?», — спрашивает Терехов). А это уже у них надо спросить. Наверное, как к демонам каким-то».
Виссарион в разговоре несколько раз отмечал, что не навязывает свое учение. По его словам, он знает, как нужно жить, но не имеет права принуждать к этому.
«Нельзя заставить всех делать одинаковые духовные усилия, это будет глупо и неправильно. Это в армии стараются сделать — навязать. Человек должен сам понимать, что он делает, сам должен делать выводы. Если он задался вопросом, не ушел ли он где-то в сторону — тогда он должен меня спросить, а не будет ли здесь нарушения какого-то закона, тогда я подскажу. Если он уверен, что правильно делает — пускай идет и делает. Он делает тот шаг, который может сделать. Никогда не нужно заставлять человека делать то, чего он не в силах сделать, это глупости. Это что-то авторитарное, недопустимое, оно всегда будет разрушать человека, а не помогать ему развиваться».
В конце интервью Денис Терехов попросил не считать его «адвокатом или сторонником учения Виссариона» и пожелал арестованным по уголовному делу честного и объективного разбирательства.