Из крупнейшей красноярской управляющей компании «ЖСК» ушел уже четвертый гендиректор за два года — с тех пор, как ее купили москвичи. Источники «Проспекта Мира» при этом говорят, что фактически красноярская компания управляется из Новосибирска, а после ухода очередного руководителя там вообще решили отказаться от должности гендиректора. Теперь у управляющей компании будет своя управляющая компания.
21 января гендиректор «ЖСК» Роман Броверман покинул свой пост, рассказывает он «Проспекту Мира». Добавляет, что подать заявление планировал сразу после Нового года, но почти месяц проболел коронавирусом. «Моя позиция как руководителя расходилась с позицией собственника, — объясняет причины ухода Броверман. — Я приходил туда, чтобы что-то поменять, провести реформу, но в данной ситуации это невозможно. Собственник решил, что директор с моей позицией им не нужен, я решил уйти».
Броверман был назначен директором в конце сентября прошлого года, то есть проработал в «ЖСК» около четырех месяцев. Предыдущие руководители, назначавшиеся после смены собственников компании, также продержались в ней лишь по несколько месяцев. «ЖСК» в феврале 2019 года купило у Сибирской генерирующей компании московское АО «Содержание и благоустройство» («СИБ»).
В сентябре того же года пост генерального директора покинула Наталья Жавнова, возглавлявшая УК с 2015 года. На ее место пришел Илья Сиводедов — бывший чиновник мэрий Новосибирска и Оби. Он ушел из компании в феврале 2020-го — как сообщали в пресс-службе «ЖСК», «по семейным обстоятельствам». Сиводедова сменил заместитель директора по безопасности Андрей Жагорин, на место которого через несколько месяцев и пришел Роман Броверман, последний гендиректор «ЖСК». Менялись в компании и руководители более мелкого звена — летом 2020-го новые директора появились во всех районных и межрайонных дирекциях «ЖСК».
«Основная причина, по которой из компании уходят, в том, что ей владеют люди не из нашего города, они не любят наш город», — кратко прокомментировал «ПМ» один из экс-директоров Андрей Жагорин.
Учредитель компании «СИБ» — Елена Волкова, на которую записано около двух десятков управляющих компаний в Новосибирске. Как уже писал «ПМ», через Волкову «СИБ» связана с Александром Костюковым — собственником десятка УК в нескольких регионах России, в том числе в Новосибирской области. Одним из крупнейших коммунальных холдингов Костюкова была скандальная компания «Домком Инвест», скупавшая УК в центральной и северо-западной части России. Местные СМИ писали, что после покупки «Домком Инвестом» управляющие компании переставали платить по счетам ресурсникам и подрядчикам, а также не исполняли обязанности перед жителями. Дома уходили от УК «Домком Инвеста», компания погрязла в долгах и осенью прошлого года владелец ее ликвидировал. Подробнее «ПМ» рассказывал об этом здесь.
Трое бывших сотрудников «ЖСК» сказали «ПМ», что все вопросы в красноярской компании решает Иван Волков из Новосибирска. Это муж Елены Волковой, представляющий Александра Костюкова — реального, как утверждают экс-сотрудники, владельца «ЖСК».
«Волков принимает все решения в компании: кадровые, финансовые. Без Иван Иваныча даже тысячу рублей потратить нельзя», — утверждает один из собеседников.
По данным сервиса «Контур.Фокус», у Ивана Волкова и Александра Костюкова ИНН, полученные в Тверской области. Бывший сотрудник говорит, что Волков и Костюков хорошо знают друг друга и в свое время были соседями.
В январе прошлого года СМИ со ссылкой на пресс-службу «ЖСК» сообщали, что Иван Волков назначен управляющим директором, хотя в уставе компании такой должности нет. «Дела.ру», например, цитировали сообщение о том, что Волкова имеет «большой стаж работы в отрасли жилищно-коммунального хозяйства и десятилетний опыт управления многоквартирными домами».
На сайте самой УК «ЖСК» новости об этом назначении, однако, нет. Бывший сотрудник компании поясняет, что Иван Волков — человек закрытый и публичности сторонится, а публикацию о его назначении признает «косяком». «Да и с точки зрения пиара то, что красноярской компанией руководят из Новосибирска, не очень хорошо воспринимается», — размышляет он.
«ПМ» Волков уточнил, что по доверенности представляет акционера (АО «СИБ») в Сибирском регионе.
В Новосибирске, судя по сообщениям СМИ, Иван Волков работает исполнительным директором управляющей компании «МКС-Новосибирск» и УК «Дзержинец» из холдинга «Мой коммунальный стандарт» («МКС»), которым руководит его жена. Как писал РБК, до 2014 года товарный знак «МКС» принадлежал компании, связанной с экс-министром открытого правительства Михаилом Абызовым. После 2014 года права на знак перешли к московскому «Домком Менеджменту» предпринимателя Александра Костюкова.
В 2017-м в Новосибирске между холдингом «МКС» и местными УК разразились «коммунальные войны». 11 управляющих компаний из центра общественного контроля «ЖКХ. Контроль - Новосибирск» обвинили в попытках рейдерского захвата холдинг из Москвы и другое объединение — «Ассоциацию УК в сфере ЖКХ», возглавляемую Еленой Волковой.
Исполнительный директор центра «ЖКХ. Контроль-Новосибирск» Сергей Аверьяскин заявлял, что московский холдинг предлагал местным УК продать бизнес «за бесценок»: «В случае отказа действуют схемы давления. Горят офисы, горят машины, возбуждаются уголовные дела в отношении руководителей компании и членов их семей». Со слов Аверьяскина, если и после этого компанию не продавали, то «псевдообщественные организации» массово жаловались в государственные жилищные надзорные органы.
Директор одной из новосибирских УК Александр Синица рассказывал, что в 2016 году он отказался продать свою компанию бизнесмену Сергею Проничеву (в 2020-м в СМИ его называли представителем «МКС»). Якобы после этого на Синицу были возбуждены уголовные дела, которые затем закрыли из-за отсутствия состава преступления. Впоследствии, как утверждал предприниматель, у него подожгли офис и два автомобиля.
По мнению исполнительного директора УК «МКС-Новосибирск» Ивана Волкова причиной конфликта было то, что входящие в ассоциацию Волковой УК отказались платить центру Аверьяскина за участие в семинарах и лекциях, которые якобы существовали только на бумаге.
Так или иначе, но, судя по новостям, «коммунальные войны» в Новосибирске продолжаются до сих пор. Осенью 2020 года холдинг «МКС» обвинили в попытке рейдерского захвата государственной управляющей компании «ЖКУ ННЦ», обслуживающей новосибирский Академгородок. Тогда был уволен директор компании, а на его место назначен другой человек, возглавлявший несколько компаний из холдинга «МКС».
В красноярской «ЖСК» после повального ухода руководителей собственники решили в принципе упразднить должность гендиректора и ввести систему корпоративного управления, утверждает бывший сотрудник компании. «Проще говоря, у управляющей компании будет управляющая компания», — иронизирует он. Между жителями, «ЖСК», и ее руководителями появится дополнительная прослойка.
Иван Волков, как управляющий директор АО «СиБ» (собственник УК «ЖСК»), подтвердил «Проспекту Мира» эти планы. По его словам, причины ухода директоров из «ЖСК» разные, но основная — «высокая нагрузка, в первую очередь эмоциональная».
По словам Волкова, акционеры холдинга решили заменить должность гендиректора на ЕИО (единый исполнительный орган) — именно после этого якобы Роман Броверман и решил покинуть компанию. «Это общий подход к управлению компаниями холдинга, хоть и не все директора с этим согласны, — объясняет Иван Волков. — На мой взгляд, управляемость растет, от этого выигрывают и собственники домов, и акционеры».
Как говорит источник «ПМ», для управления «ЖСК» будет создана фирма в Новосибирске. Иван Волков, однако, утверждает, что юрлицо зарегистрировано в Красноярске и платит налоги здесь же.
По словам источника, фирму возглавит новосибирец Вячеслав Петраш, занимающий пост заместителя директора «ЖСК» по общим вопросам. Волков ответил на это, что «Петраш по статусу и компетенции может встать у управления, однако ежедневными операционными вопросами он заниматься не будет».
По данным сервиса «Контур.Фокус», Вячеслав Петраш ранее был учредителем или руководителем нескольких компаний в Новосибирске, которые торговали алкоголем и оказывали консультации на рынке недвижимости. «Московский комсомолец в Новосибирске» называл его руководителем местной УК «Перспектива». По данным «Контур.Фокуса», гендиректором «Перспективы» с 2015 по 2018 годы была Елена Волкова, затем компанией стало руководить ЗАО «МКС». Адрес электронного ящика Петраша, как выяснил «ПМ», зарегистрирован на домене @zaomks.ru.
В Красноярске Вячеслав Петраш руководит или владеет управляющими компаниями «Гарант», «Оникс» (вошел в уставной капитал обеих осенью 2020-го), «Жилищная сфера» (зарегистрирована в августе 2020-го).
Кроме того, в феврале этого года в Красноярске создана городская управляющая компания (ГУК) «Вертикаль», учредителем и руководителем которой тоже стал Петраш. К слову, аббревиатура «ГУК» была у ЖСК, когда та еще называлась «Жилфонд», а главный офис «ЖСК» находится в бизнес-центре «Вертикали» на улице Алексеева (ГУК «Вертикаль» зарегистрирована в Солнечном).
По данным «Контур.Фокуса», 3 марта «ЖСК» подала в налоговую заявление о регистрации изменений в учредительных документах. Данные в ЕГРЮЛ должны обновиться 12 марта — очевидно, тогда и прояснится, какая организация будет руководить «ЖСК».
Лидер общественного движения «Народный контроль в ЖКХ» Роман Казаков, комментируя «ПМ» частую смену руководства, назвал «ЖСК» «чисто физически неуправляемой структурой» из-за больших размеров организации. «Такой большой управляющей компанией рулить невозможно, — считает Казаков. — На ее месте должно быть пять-семь-десять взаимоконкурирующих, находящемся в свободном рынке УК. Это заведомо мертвая структура. Она будет существовать, пока у людей нет желания шевелиться. Пока они готовы мириться с тем, что их дом обслуживается плохо, а деньги тратятся непонятно на что, эта организация будет существовать».
В «ЖСК», если судить по открытым источникам, действительно продолжаются финансовые проблемы, о которых «ПМ» уже писал ранее. По данным «Контур.Фокуса» на начало марта 2021 года, в арбитражном суде рассматриваются 384 иска на сумму 1,3 миллиарда рублей. Самые крупные требования у ресурсников: 684 миллиона «ЖСК» задолжала структурам СГК, 225 миллионов — «Краскому», 142 миллиона — «Красноярскэнергосбыту» и так далее.
«Исков в настоящее время не так много, большинство подрядчиков спокойно ждут оплат, так как с ними были проведены переговоры и определены сроки оплат», — комментирует Иван Волков.
Иски о банкротстве при этом не подаются. Бывший сотрудник компании объясняет это тем, что «у нее ничего нет». «Имущества наберется, может, на 50 миллионов, — утверждает он. — То есть, если кто-то из кредиторов подаст на банкротство УК, то никто ничего не дождется».
Согласно финансовой отчетности компании, показатели, характеризующие имущество, в 2019 году были такими: внеоборотные активы — 35,5 миллиона рублей (оборотные — 1,9 миллиарда, большая часть суммы — дебиторская задолженность), а собственный капитал был отрицательным — минус 163 миллиона рублей.
Как говорит бывший сотрудник компании, у «ЖСК» очень хорошая собираемость с жителей — 97%, это примерно 200 миллионов рублей в месяц. Однако жители все так же жалуются, что компания не исполняет обязанности по ремонту и содержанию домов. Председательница многоквартирного дома на Матросова Екатерина Сидоренко рассказывает «ПМ», что деньги, которые платят жильцы в УК, «уходят в никуда».
«Снег из двора весь январь-февраль не вывозится, в подъездах не моют, протоколы собраний игнорируются, — утверждает Екатерина. — У нас перед детской площадкой скапливается лужа, там дети утопают. Мы подали заявку, чтобы насыпали гравий — до сих пор это не сделано. С горем пополам и после наших жалоб установили только детский городок во дворе».
Уйти от «ЖСК», по словам Екатерины Сидоренко, «нереально». Сейчас, по данным реестра Стройнадзора, компания обслуживает чуть более 2050 домов в Красноярске. В конце прошлого года более 60 домов перешли от «ЖСК» в другие УК, однако компания оспорила эти решения в суде — и большинство исков арбитраж удовлетворил. По мнению экспертов ЖКХ, дело, скорее всего, в нежелании крупнейшей управляющей компании передавать другим УК документацию на дома, ведь тогда станут известны результаты финансово-хозяйственной деятельности «ЖСК».
Екатерина говорит, что их дом пробовал отказаться от услуг компании еще за несколько месяцев до пандемии. «Они, как узнали, даже зашевелились, уговорили месяц подождать-посмотреть, но ничего в их работе не изменилось, — вспоминает она. — Когда мы попытались в другую управляшку уйти, ее директор сначала вроде как согласился, но потом сказал, что не получится, потому что якобы есть какие-то обязательства перед «ЖСК», как будто они их держат» (назвать компанию Екатерина отказалась).
В пресс-службе УК «ЖКС» пообещали прокомментировать изменения в руководстве компании позднее.