Posted 5 августа 2021, 12:33

Published 5 августа 2021, 12:33

Modified 9 июля 2023, 11:37

Updated 9 июля 2023, 11:37

Красноярец первым в России купил водородный автомобиль. Он рассказал, сколько это стоит — и зачем взрывал машину

Красноярец первым в России купил водородный автомобиль. Он рассказал, сколько это стоит — и зачем взрывал машину

5 августа 2021, 12:33
Бывший депутат заксобрания Красноярского края Владимир Седов стал первым владельцем водородного автомобиля в России.

Владимир рассказал «Проспекту Мира», сколько стоит обслуживание таких машин, когда они будут массово появляться у россиян, и какие эксперименты он проводил над автомобилем.

Седов купил водородный автомобиль Toyota Mirai в 2018 году. По его словам, он уже третий год остается единственным в стране, кто имеет транспорт на водороде. За машину и транспортировку он заплатил тогда 7 миллионов рублей, сейчас на покупку такого же авто в среднем потребуется 2,5 миллиона.

Toyota Mirai позиционируется как авто «с нулевыми выбросами» — работающее на водороде.

«Когда приобрели автомобиль, было ощущение и осознание того, что подобные технологии все-таки работают, — рассказывает Владимир. — Ты их можешь потрогать, ощутить и использовать. До сих пор остается понимание того, что ты наносишь минимальный вред природе».

Водородным автомобилем экс-депутат пользуется, когда бывает в Москве, но в столице он находится часто — по две-три недели в месяц. Он говорит, что за три года пользования не обнаружил минусов — и еще не тратил на обслуживание.

«Я до сих пор не менял ни колодки, ни элементы в подвеске. Там делать нечего. Есть в тратах только мойка и омывающая жидкость».

Траты на водород зависят от инфраструктуры. Седов пользовался собственной заправкой в Красноярске, но сейчас она законсервирована. Теперь он заправляется в Подмосковье — в прошлом году там открыли первую в России водородную автозаправочную станцию.

«Привозной водород обходится в 40 тысяч рублей, потому что привозной дорогой. В нем 14 килограммов, это примерно на три полных бака. Каждый полностью заправленный автомобиль проезжает примерно до 700 километров в городе. Если же генерация водорода собственная, то полный бак обходится в пределах тысячи рублей. Это тоже порядка 600-700 километров по городу».

Со временем владение водородным авто переросло в бизнес, рассказывает Владимир. У него есть команда, которая занимается разработкой и внедрением оборудования, связанного с водородными технологиями.

  • Владимир Седов родился в Белорусской ССР, после чего с семьей переехал в Ачинск.
  • В 2011 году был избран депутатом заксобрания Красноярского края.
  • В 2016 году его обвинили в мошенничестве и назначили 3,5 года лишения свободы в колонии общего режима.
  • В 2018 году Седов вышел по УДО.
  • После выхода из колонии он заявил в интервью, что к его делу причастны «недоброжелатели».

Судя по открытым данным, с августа 2020 года Седов является гендиректором компании водородных технологий «Русский водород». Он говорит о разработке транспортных средств на топливных элементах.

«В этом году у нас, например, будет завершен автомобиль. Уже выйдут в эксплуатацию пробные модели российского электромобиля на водороде. Все остальное в стадии завершения. Это и топливная арматура для заправочных станций, и электролизеры как мобильные, так и стационарные. В общем, весь спектр для обеспечения основного оборудования, развития инфраструктуры и создания готового продукта».

Владимир называет водородный автомобиль самым безопасным видом машин. Он считает, что об этом надо рассказывать, чтобы люди легче принимали новые технологии, в том числе автомобили на водороде.

«Мы проводили эксперименты и взрывали пропан, водород и бензин. Самым опасным по взрывоопасности топливом оказался бензин. Конечно, нужно развеивать сомнения у людей и проводить с ними беседы».

Команда бизнесмена проводила и другие эксперименты. По словам Седова, они покупали другой водородный автомобиль и сжигали его на полигоне — взрыва или вспышек не было, машина просто сгорела.

«А вы попробуйте сжечь автомобиль с полным баком бензина. Взрыв неизбежен. Плюс последствия этого взрыва. При водороде есть только громкий хлопок по сравнению с пропаном и бензином».

Для проверки топливной системы машины команда Седова создавала различные условия для ДТП.

«При изготовлении машины создается система намотки. Даже если автомобиль по какой-то причине находится в огне, бак просто раскрывается как ромашка. При раскрытии системы бака весь газ уходит в атмосферу и, в том числе, способствует гашению возгорания».

По мнению Седова, водородные автомобили приживутся в России — это вопрос пяти лет. Но для этого нужно развивать инфраструктуру и заинтересовывать людей.

«На самом деле желающих приобрести этот автомобиль много. Через пять лет процесс уже пойдет полным ходом. Что касается дороговизны, то есть единственная дороговизна при эксплуатации — при заправке привезенного водорода. Он дорогой из-за системы безопасности, его хранения и транспортировки. Но когда у тебя есть своя генерация, то, по сравнению с бензиновыми автомобилями, это дешевле и безопаснее».